- Главная
- База знаний
- Ответственность и проверки
- Жалоба без осложнений: как разобраться с претензиями пациентов
Жалоба без осложнений: как разобраться с претензиями пациентов
Претензии пациентов по разным поводам – не редкость. Они могут быть оправданными и надуманными. Но в любом случае клинике необходимо принять меры, чтобы исключить возможные судебные издержки. В этом материале разберемся, как действовать, чтобы урегулировать конфликт с наименьшими затратами.
Претензия лучше иска
Соблюдение досудебного порядка не является обязательным при рассмотрении медицинских споров. Тем не менее большинство пациентов прибегает к использованию претензионного порядка – так можно добиться своих целей с меньшими потерями времени и денег в сравнении с судебным разбирательством. Медицинские организации при этом получают возможность погасить конфликт на ранней стадии, а если это не удастся – то максимально подготовиться к судебному разбирательству.
Претензии пациентов могут быть вызваны разными причинами:
- неосторожное причинение вреда здоровью при оказании медицинской помощи (ст.1064 ГК РФ);
- причинение вреда здоровью ненадлежащим исполнением услуг, нарушение сроков их предоставления и платности (ст. 503, 737, 739, 783 ГК РФ);
- предоставление неполной (ненадлежащей, недостоверной информации о предоставляемой услуге (ст. 12 Закона о защите прав потребителей);
- причинение вреда здоровью пациента источником повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ).
Воспринимаем на слух
При проявлении пациентом / его родственниками беспокойства, недовольства, выраженного в устной форме (при личном обращении, по телефону), уже стоит проявить настороженность: такое поведение может являться маркером зарождающегося конфликта. Но грамотные действия способны урегулировать проблему на ранней стадии.
Рекомендуем зарегистрировать сообщение, проверить медкарту, опросить врачей, оказывавших медицинскую помощь, попросить у пациента предоставить документацию, в случае если он впоследствии обращал...
В договор об оказании платных медицинских услуг можно включить пункт об обязательности соблюдения порядка досудебного урегулирования, однако он будет юридически ничтожным в силу п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей и п. 2 ст. 168 ГК РФ.
Порядок деятельности врачебной комиссии установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 502н «Об утверждении Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации».
П. 1 ст. 31 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006. № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
Если прежде проводился внутренний или ведомственный контроль – приложите соответствующие акты. Если было разбирательство в следственных органах – приложите постановление об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления в действиях врача.
Необходимо проверить наличие лицензии на право проведения судебно-медицинской экспертизы, чтобы избежать ситуации, когда заключение экспертизы будет признано недопустимым по причине отсутствия лицензии у организации, ее проводившей. В таком случае ответчик вынужден будет оплачивать повторную экспертизу.
- ответчик является бюджетным учреждением;
- ответчик принял все возможные меры для снижения размера вреда;
- осложнения у пациента были обусловлены индивидуальными особенностями организма;
- грубая неосторожность пациента содействовала возникновению или увеличению вреда (п. 2 ст. 1083 ГК РФ);
- неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло по вине пациента и клиники (п. 1 ст. 404 ГК РФ).
Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ). Споры, возникшие в связи с неисполнением / ненадлежащим исполнением медицинской организацией обязательств по договору оказания платных медицинских услуг, не требуют участия прокурора, а к отношениям между пациентом и клиникой применяются нормы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Договорная ответственность может быть ограничена возмещением реального ущерба или только упущенной выгоды (ст. 15, 400 ГК РФ), а деликтная ответственность предполагает возмещение вреда в полном объеме (п. 1 ст. 1064 ГК РФ).
При договорной ответственности могут быть взысканы неустойка, предусмотренная договором или законом (п. 5 ст. 28, абз. 3 ст. 30, п. 3 ст. 31 Закона «О защите прав потребителей»), штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п.6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей»).
Компенсация морального вреда является формой деликтной ответственности. Ранее мы писали о том, что влияет на сумму компенсации, и о ее максимальных размерах по медицинским делам.
Стоит сказать, что в судебной практике по рассмотрению медицинских споров зачастую размыты понятия договорной и деликтной ответственности, что приводит к ситуациям, когда, например, суд по договору может взыскать потраченную на лечение сумму, неустойку, штраф по Закону о защите прав потребителей и моральный вред, если ненадлежащим исполнением договора был причинен вред здоровью пациента.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» виновные действия потерпевшего, при доказанности его грубой неосторожности и причинной связи между такими действиями и возникновением или увеличением вреда, являются основанием для уменьшения размера возмещения вреда.
См. об этом п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина».
Противоправные действия медицинского персонала клиники могут выражаться в следующем:
- невыполнение или несвоевременное, некачественное выполнение необходимых пациенту диагностических, лечебных, профилактических, реабилитационных мероприятий;
- недооценка тяжести состояния здоровья, необоснованное проведение диагностических, лечебных мероприятий, нарушение преемственности оказания медицинской помощи, которые привели к удлинению сроков лечения, созданию условий для прогрессирования заболевания или осложнениям состояния здоровья пациента;
- заболевания, травмы, возникшие у пациента во время нахождения в медицинской организации по вине работников (внутрибольничное инфицирование, осложнения после операций, процедур, инструментальных вмешательств и т.п.)
Для этого необходимо совокупность условий:
а) вред должен причиняться по просьбе или с согласия пациента, которое должно быть оформлено до начала вредоносного воздействия (ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»);
б) пациент, попросивший или давший согласие на причинение ему вреда, должен обладать дееспособностью;
в) действия причинителя вреда должны соответствовать требованиям порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций, требованиям, обычно предъявляемым в конкретной сфере медицинской деятельности;
г) действия причинителя вреда не должны нарушать нравственные принципы общества.
по подписке
Еще более 1750 статей.