Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти
17 января 2025

Жалоба без осложнений: как разобраться с претензиями пациентов

Автор: Юридический отдел «Факультета медицинского права»
204

Претензии пациентов по разным поводам – не редкость. Они могут быть оправданными и надуманными. Но в любом случае клинике необходимо принять меры, чтобы исключить возможные судебные издержки. В этом материале разберемся, как действовать, чтобы урегулировать конфликт с наименьшими затратами.

Претензия лучше иска

Соблюдение досудебного порядка не является обязательным при рассмотрении медицинских споров. Тем не менее большинство пациентов прибегает к использованию претензионного порядка – так можно добиться своих целей с меньшими потерями времени и денег в сравнении с судебным разбирательством. Медицинские организации при этом получают возможность погасить конфликт на ранней стадии, а если это не удастся – то максимально подготовиться к судебному разбирательству.

Претензии пациентов могут быть вызваны разными причинами:

  • неосторожное причинение вреда здоровью при оказании медицинской помощи (ст.1064 ГК РФ);
  • причинение вреда здоровью ненадлежащим исполнением услуг, нарушение сроков их предоставления и платности (ст. 503, 737, 739, 783 ГК РФ);
  • предоставление неполной (ненадлежащей, недостоверной информации о предоставляемой услуге (ст. 12 Закона о защите прав потребителей);
  • причинение вреда здоровью пациента источником повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ).

Воспринимаем на слух

При проявлении пациентом / его родственниками беспокойства, недовольства, выраженного в устной форме (при личном обращении, по телефону), уже стоит проявить настороженность: такое поведение может являться маркером зарождающегося конфликта. Но грамотные действия способны урегулировать проблему на ранней стадии.

Рекомендуем зарегистрировать сообщение, проверить медкарту, опросить врачей, оказывавших медицинскую помощь, попросить у пациента предоставить документацию, в случае если он впоследствии обращал...

В договор об оказании платных медицинских услуг можно включить пункт об обязательности соблюдения порядка досудебного урегулирования, однако он будет юридически ничтожным в силу п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей и п. 2 ст. 168 ГК РФ.

Порядок деятельности врачебной комиссии установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 502н «Об утверждении Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации».

П. 1 ст. 31 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006. № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Если прежде проводился внутренний или ведомственный контроль – приложите соответствующие акты. Если было разбирательство в следственных органах – приложите постановление об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления в действиях врача.

Необходимо проверить наличие лицензии на право проведения судебно-медицинской экспертизы, чтобы избежать ситуации, когда заключение экспертизы будет признано недопустимым по причине отсутствия лицензии у организации, ее проводившей. В таком случае ответчик вынужден будет оплачивать повторную экспертизу.

  • ответчик является бюджетным учреждением;
  • ответчик принял все возможные меры для снижения размера вреда;
  • осложнения у пациента были обусловлены индивидуальными особенностями организма;
  • грубая неосторожность пациента содействовала возникновению или увеличению вреда (п. 2 ст. 1083 ГК РФ);
  • неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло по вине пациента и клиники (п. 1 ст. 404 ГК РФ).

Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ). Споры, возникшие в связи с неисполнением / ненадлежащим исполнением медицинской организацией обязательств по договору оказания платных медицинских услуг, не требуют участия прокурора, а к отношениям между пациентом и клиникой применяются нормы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Договорная ответственность может быть ограничена возмещением реального ущерба или только упущенной выгоды (ст. 15, 400 ГК РФ), а деликтная ответственность предполагает возмещение вреда в полном объеме (п. 1 ст. 1064 ГК РФ).

При договорной ответственности могут быть взысканы неустойка, предусмотренная договором или законом (п. 5 ст. 28, абз. 3 ст. 30, п. 3 ст. 31 Закона «О защите прав потребителей»), штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п.6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей»).

Компенсация морального вреда является формой деликтной ответственности. Ранее мы писали о том, что влияет на сумму компенсации, и о ее максимальных размерах по медицинским делам.

Стоит сказать, что в судебной практике по рассмотрению медицинских споров зачастую размыты понятия договорной и деликтной ответственности, что приводит к ситуациям, когда, например, суд по договору может взыскать потраченную на лечение сумму, неустойку, штраф по Закону о защите прав потребителей и моральный вред, если ненадлежащим исполнением договора был причинен вред здоровью пациента.

В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» виновные действия потерпевшего, при доказанности его грубой неосторожности и причинной связи между такими действиями и возникновением или увеличением вреда, являются основанием для уменьшения размера возмещения вреда.

См. об этом п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина».

Противоправные действия медицинского персонала клиники могут выражаться в следующем:

  • невыполнение или несвоевременное, некачественное выполнение необходимых пациенту диагностических, лечебных, профилактических, реабилитационных мероприятий;
  • недооценка тяжести состояния здоровья, необоснованное проведение диагностических, лечебных мероприятий, нарушение преемственности оказания медицинской помощи, которые привели к удлинению сроков лечения, созданию условий для прогрессирования заболевания или осложнениям состояния здоровья пациента;
  • заболевания, травмы, возникшие у пациента во время нахождения в медицинской организации по вине работников (внутрибольничное инфицирование, осложнения после операций, процедур, инструментальных вмешательств и т.п.)

Для этого необходимо совокупность условий:

а) вред должен причиняться по просьбе или с согласия пациента, которое должно быть оформлено до начала вредоносного воздействия (ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»);

б) пациент, попросивший или давший согласие на причинение ему вреда, должен обладать дееспособностью;

в) действия причинителя вреда должны соответствовать требованиям порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций, требованиям, обычно предъявляемым в конкретной сфере медицинской деятельности;

г) действия причинителя вреда не должны нарушать нравственные принципы общества.         

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
Для физ. лиц
Для юр. лиц
Отчетные документы не предоставляются
НА ГОД
БЕЗ ОБЗОРА НПА*
4990 
Оформить
НА ГОД
С ОБЗОРОМ НПА*
9990 
Оформить
НА МЕСЯЦ
БЕЗ ОБЗОРА НПА*
1990 
Оформить
НА ГОД
БЕЗ ОБЗОРА НПА* (юр)
9980 
Оформить
НА ГОД
С ОБЗОРОМ НПА* (юр)
19980 
Оформить
НА МЕСЯЦ
БЕЗ ОБЗОРА НПА* (юр)
3980 
Оформить
Есть вопросы? Запишитесь на консультацию!
Вам также будет интересно
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1750 статей.
Аккредитация, трудовой договор, дисциплинарная и материальная ответственность, права и обязанности работника и работодателя, увольнение медицинского работника
Ответы на актуальные вопросы в здравоохранении
Фармаконадзор, система МДЛП, патенты, товарные знаки, лицензирование
Важные судебные акты и тенденции, выплаты пациентам, компенсация морального вреда, штрафы ТФОМС
Конфликты с пациентами, надзорные органы, ФОМС, Роспотребназдор, Росздравнадзор, страхование, уголовная ответственность, судимость медицинского работника
Реклама медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств, ФАС, маркировка рекламы
Клинические рекомендации, порядки и стандарты оказания медицинской помощи, медицинская документация, контроль качества, лицензирование, СанПиНы, экспертизы
Обращение лекарственных средств, медизделий, правила работы с НС и ПВ, маркировка лекарств, лекобеспечение
Налогообложение медицинских и фармацевтических организаций, налоговые режимы, налоговый вычет, финансовое обеспечение в ОМС
Интерактивная инструкция с пошаговым планом действий в различных правовых ситуациях
Ежемесячная подборка наиболее важных нормативных актов в здравоохранении, актуальная судебная практика и рекомендации наших экспертов