
3 отказа против 40 удовлетворенных – таков результат рассмотрения за 4 года регрессных исков клиник к врачам. Действительно, чаще клиникам удается взыскать с врачей ущерб после тяжб с пациентами. Однако есть случаи, когда врачам все же удавалась выиграть спор – о них в данной статье.
Прежде чем приступить к данному материалу, рекомендуем ознакомиться со следующими статьями:
- «Регресс к врачу. О трактовке понятия "прямой действительный ущерб"»;
- «Регресс к врачу: сколько можно взыскать и как снизить размер регрессного требования»;
- «Регресс к врачу: о процедурных тонкостях».
В большинстве случаев суды удовлетворяют регрессные иски клиник к медработникам. Для того есть очевидные причины: «неопровержимая» экспертиза и «злосчастная» преюдиция. Однако найти решения об отказе в удовлетворении требований клиники к врачу нам все же удалось – аж 3 штуки против 40 удовлетворенных за 4 года.
Когда врачам удается выиграть спор
С учетом трех судебных дел в пользу медиков основания для отказа в регрессном иске клинике можно разделить на два вида:
- формальные, когда клиника нарушает процедурные правила, хотя были все шансы получить возмещение ущерба. Например, пропускает годичный срок для подачи иска (решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 16.09.2019 №2-1330/2019);
- сущностные, когда клиника не может «сдюжить» с бременем доказывания. Иначе говоря, не в состоянии доказать вину врача, на которого перекладывает ответственность (решения Амурского городского суда Хабаровского края от 21.11.2019 №2-1049/2019, Заволжского районного суда г. Ульяновска от 20.11.2019 №2-3873/2019).
Почему врач не виноват
Предлагаем из двух упомянутых «сущностных решений» вытащить позиции судов, которые легли в основу разрешения спора в пользу медработника. Сначала отметим, что заключением судебно-медицинской экспертизы должна быть установлена причинно-следственная связь между вредом пациенту и противоправными действиями врача, к которому предъявляется регрессный иск. Если причинно-следственная связь между действиями врача и вредом пациенту отсутствует, то у медработника есть все шансы выиграть спор. А суд, в частности, будет учитывать следующее:
- не доказывает вину врача и обоснованность регрессного иска сам по себе факт того, что он был лечащим врачом пациента или заведующим отделением, в котором больному оказывалась медпомощь;
- не доказывает вину врача и обоснованность регрессного иска факт проведения в отношении медработника служебной проверки и привлечения его к дисциплинарной ответственности;
- возможны ситуации, при которых ответственность за причиненный пациенту вред должна и будет нести сама клиника, точнее ее руководство. Например, когда экспертиза установила, что вред пациенту причинен в связи с организационными проблемами оказания медпомощи. К примеру, отсутствие доступа к аппарату УЗИ в ходе дежурства и т. д.
по подписке
* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения