С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена специальной оценкой условий труда в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». В данной статье рассмотрим процедуру специальной оценки условий труда и применение ее результатов.
Понятие специальной оценки условий труда
Специальная оценка условий труда (далее – СОУТ) - единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
СОУТ проводится в отношении условий труда всех работников за исключением условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Напомним, что аттестацию рабочих мест можно было не проводить в отношении более широкого круга рабочих мест. Аттестации не подлежали рабочие места офисного типа с отдельно стоящими ксероксами, сканерами, иной офисной техникой, которую работники используют для нужд организации, а также кухонные помещения, где работники используют бытовые приборы в целях приготовления или разогрева себе пищи. На СОУТ данные послабления не распространяются.
Субъекты, проводящие СОУТ
СОУТ проводится совместно работодателем и организацией, привлекаемой для этой цели на основании гражданско-правового договора.
Перед проведением специальной оценки условий труда, работодателю необходимо создать комиссию, состоящую из:
- Представителя работодателя;
- Специалиста по охране труда;
- Представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
Организация, привлекаемая для осуществления СОУТ, должна соответствовать ряду требований:
- указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
- наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
- наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»
- организация должна быть независимой, т.е. руководствоваться только требованиями законодательства РФ.
Порядок проведения СОУТ
Специальная оценка условий труда проводится в несколько этапов:
- Организация комиссии по проведению СОУТ работодателем;
- Утверждение комиссией перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест;
- Утверждение графика проведения СОУТ;
- Проведение экспертом из привлеченной организации идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Идентификация – это сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов. Данный классификатор и процедура идентификации утверждены Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»;
- Если по результатам осуществления идентификации вредные и опасные производственные факторы не выявлены, то работодатель передает в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
- Проведение исследований в случае идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Исследования и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда;
- Оформление результатов исследований и составление отчета организацией, проводящей СОУТ.
Идентификация вредных и опасных производственных факторов не проводится
Стоит отметить, что законодательством определены случаи, когда этап идентификации не проводится в отношении (часть 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):
- рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости. Такие списки утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и применяются на основании постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665;
- рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Например, статья 92 Трудового кодекса РФ устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени, а статья 117 Трудового кодекса РФ – ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или)опасными условиями труда;
- рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда
Здесь следует акцентировать внимание на том, что с «01» мая 2016 года законодателем введена обязанность работодателя подавать в территориальный орган Министерства труда и социальной защиты РФ по месту своего нахождения декларацию не только соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в отношении рабочих мест, на которые вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, но а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных нами выше (часть 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). При этом важно отметить, что на практике большая часть рабочих мест медицинских работников отнесена как раз к пунктам 1 и 2 части 6 статьи 10 вышеуказанного Федерального закона. Отсюда следует вывод, что большая часть медицинских организаций освобождена от подачи вышеуказанной декларации соответствия условий труда даже и в том случае, если по результатам СОУТ условия труда будут признаны оптимальными или допустимыми.
Важно отметить, что если на «01» мая 2016 года в организации уже существуют рабочие места, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель обязан подать в территориальный орган Министерства труда и социальной защиты РФ уточненную декларацию.
Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на выше указанных рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей СОУТ, исходя из перечня вредных и (или) опасных физических и химических производственных факторов, которые указаны в статье 13 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ.
Комиссия по проведению СОУТ имеет право принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и опасных производственных факторов в случае, если проведение таких исследований и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений.
Вредные и (или) опасные факторы производственной среды
Таким образом, СОУТ на рабочих местах медицинских работников обычно минует этап идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов, которые определяются непосредственно экспертом, исходя из перечня, указанного ниже. В отношении выбранных факторов проводятся соответствующие исследования (испытания).
В целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы производственной среды:
- физические факторы;
- химические факторы;
- биологические факторы;
В целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат следующие вредные и (или) опасные факторы трудового процесса:
- тяжесть трудового процесса;
- напряженность трудового процесса.
Данные группы вредных и (или) опасных факторов напрямую коррелируются с Перечнем вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержденным Приложением № 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (ред. от 15.05.2013) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
Однако в отношении медицинских работников проведение предварительных и периодических медицинские осмотров (обследований) в любом случае является обязательным, так как данная категория работников входит в Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (п. 17. Приложения № 2 к Приказу Минздравсоцразвития России № 302н).
Вредные производственные факторы, наличие которых установлено по результатам СОУТ, подлежат включению в списки контингента и поименные списки работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам.
Результаты СОУТ
В отношении каждого вредного и опасного фактора, подвергнутого исследованию, оформляется протокол. После чего эксперт организации осуществляет отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда. Согласно статье 14 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ классов условий труда четыре:
- Оптимальные условия труда (1 класс);
- Допустимые условия труда (2 класс);
- Вредные условия труда (3 класс). Данный класс дополнительно разделяют на четыре подкласса: вредные условия труда 1 степени, 2 степени, 3 степени и 4 степени;
- Опасные условия труда.
Более подробно о классах и подклассах условий труда можно узнать из нашей статьи «Гарантии и компенсации работникам по результатам специальной оценки условий труда».
Организацией, проводящей СОУТ, составляется отчет. Форма отчета и инструкция по его заполнению также утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Отчет должен содержать:
- сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда;
- перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда;
- карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей СОУТ, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
- протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
- протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
- протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений (если комиссией было принято соответствующее решение);
- сводная ведомость специальной оценки условий труда;
- перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;
- заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.
С 1 января 2016 года организация, которая провела специальную оценку условий труда, обязана передавать результаты СОУТ в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда.
До 2016 года эти данные передавались в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (Роструд).
Обязанности работодателя
В случае, если комиссией было принято решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений, работодатель обязан направить копию соответствующего протокола в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости в десятидневный срок со дня принятия решения комиссией.
Не позднее чем через 30 дней после утверждения отчета о проведении СОУТ работодатель должен организовать ознакомление работников с результатами СОУТ под роспись.
В связи с тем, что СОУТ пришла на смену аттестации рабочих мест, с 2014 года работодатель должен сообщать страховщику о результатах СОУТ (согласно ст.17 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). Сведения должны быть переданы в форме 4-ФСС, утвержденной Приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения».
Что касается необходимости организации-работодателя предоставлять отчет в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд), то он предоставляется только в том случае, если вредные факторы не были идентифицированы.
Работодатель обязан разместить данные (с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных») о результатах проведения специальной оценки условий труда на своем официальном сайте (если такой имеется) в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников. Для этого у работодателя есть 30 дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Кроме того, с «01 мая» 2016 года на работодателя в области проведения СОУТ дополнительно возложены следующие обязанности:
- предоставлять предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений) (пункт 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ). Соответственно, работник имеет право обращаться с подобными предложениями к работодателю, его представителю, организации, проводящей СОУТ, эксперту организации, проводящей СОУТ;
- уведомлять организацию, проводившую СОУТ, об утверждении отчета о проведении СОУТ. При
- этом это необходимо сделать в течение 3-х рабочих дней. Способ уведомления может быть любым, но при этом должен обеспечивать возможность подтверждения факта такого уведомления. При наличии в отчете о проведении СОУТ сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, направлении копии указанного отчета осуществляется с учетом требований законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Сроки проведения СОУТ
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет со дня утверждения отчета. В отличии от СОУТ аттестация рабочих мест по условиям труда проводилась повторно при наличии на рабочем месте вредных и (или) опасных условий труда, установленных по результатам предыдущей аттестации и при наличии производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проводятся предварительные и периодические медосмотры (обследования). В правилах проведения СОУТ таких исключений не дано.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.13 № 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев (!!!) со дня наступления следующих случаев:
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.13 № 426-ФЗ с «01» мая 2016 года внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах:
- в течение 12 месяцев со дня наступления следующих случаев:
- ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников.
- в течение 6 месяцев со дня наступления следующих случаев:
- получения работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации (отметим, что о нарушениях государственных требований охраны труда также впервые оговорено в ФЗ № 426 в связи с новыми изменениями;
- изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Немного напомним, что до «01» мая 2016 года внеплановая СОУТ всегда проводилась в течение 6 месяцев со дня наступления случаев, поименованных в части 1 статьи 17 ФЗ № 426.
Если до 1 января 2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения вышеуказанных обстоятельств.
В отношении рабочих мест, для которых идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов обязательна, СОУТ может проводиться поэтапно, но завершиться должна до 31 декабря 2018 года.
Внеплановая СОУТ не проводится
С «01» мая 2016 года внеплановая СОУТ может не проводиться в случае (согласно части 3 статьи 17 ФЗ № 426):
- изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя - индивидуального предпринимателя;
- реорганизации работодателя - юридического лица;
- изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой СОУТ таких как:
- изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников.
При этом, важно знать, что решение о непроведении внеплановой СОУТ должно приниматься комиссией.
Внеплановая проверка медицинской организации по инициативе работника
Согласно статье 219 Трудового кодекса РФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда и на запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте должностными лицами Роструда, органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Данный запрос в соответствии с п. 69 Приказа Минтруда России от 30.10.2012 № 354н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» будет являться основанием для проведения внеплановой проверки работодателя уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов.
О дополнительных правах работников при проведении внеплановой СОУТ
С «01» мая 2016 года в случае проведения внеплановой СОУТ при получении работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ в связи с выявленными нарушениями требований государственных нормативных требований охраны труда, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая СОУТ, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения СОУТ, результаты которой получены с нарушениями требований настоящего ФЗ № 426 (часть 4 статьи 17 ФЗ № 426).
Ответственность за нарушение законодательства о СОУТ
С 1 января 2015 года вступила в силу новая статья 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ). Данная статья принята в дополнение к статье 5.27 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Статьей 5.27.1 КоАП РФ установлены санкции за нарушение работодателем государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. В частности, часть 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение порядка проведения СОУТ и за непроведение СОУТ:
- предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
- на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Государственный контроль за соблюдением требований законодательства РФ о специальной оценке труда
Названый контроль в силу части 1 статьи 25 ФЗ № 426 осуществляет Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Действия Роструда по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства РФ о специальной оценке труда регламентированы Административным регламентом, утвержденным Приказом Минтруда России от 21.04.2017 № 377н.
Список нормативных правовых актов:
- Кодекс об административных правонарушениях РФ;
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»;
- Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»;
- Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
- Приказ Минтруда России от 19.03.2013 № 107н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения»;
- Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
- Приказ Минтруда России от 21.04.2017 № 377н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда»;
- Приказ Минтруда России от 30.10.2012 № 354н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
по подписке
* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения