Регламентирован порядок осуществления госконтроля за соблюдением законодательства о спецоценке условий труда
Минтрудом утвержден Административный регламент исполнения Рострудом государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства РФ о специальной оценке условий труда (далее – Регламент, Государственная функция, СОУТ, соответственно) (Приказ Минтруда России от 21.04.2017 № 377, вступил в юридическую силу 16 июня 2017 года).
Указанный контроль (надзор) направлен на соблюдение работодателями и организациями, осуществляющими проведение СОУТ, требований законодательства РФ о СОУТ.
Немного о СОУТ
Напомним, что основным нормативным правовым актом, регламентирующим отношения, возникающие в связи с проведением СОУТ, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, является Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – ФЗ № 426-ФЗ).
СОУТ является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ст. 3 ФЗ № 426-ФЗ).
СОУТ проводится в отношении условий труда всех работников за исключением условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Отметим, что 24.04.2015 Приказом Минтруда России № 250н были утверждены Особенности проведения СОУТ на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда.
Подробная информация об указанных особенностях представлена в статье Факультета Медицинского Права «Особенности проведения специальной оценки условий труда отдельных категорий медицинских работников», а информациях об общих положениях, связанных с проведением СОУТ – в статьях «Специальная оценка условий труда: общие положения», «Об изменениях в методике проведения СОУТ».
Об административных процедурах, осуществляемых в рамках реализации государственной функции
Исполнение государственной функции осуществляется путем последовательного выполнения должностными лицами Роструда или его территориальных органов следующих административных процедур, направленных на обеспечение государственного надзора за соблюдением работодателями, а также организациями, осуществляющими проведение СОУТ, законодательства РФ о СОУТ (далее – надзорные мероприятия) (п. 37 Регламента):
- планирование надзорных мероприятий, осуществляемых в целях обеспечения исполнения государственной функции;
- организация и проведение плановых проверок соблюдения работодателями и организациями, осуществляющими проведение СОУТ, требований законодательства РФ о СОУТ;
- организация и проведение внеплановых проверок соблюдения работодателями и организациями, осуществляющими проведение СОУТ, требований законодательства РФ о СОУТ (далее – внеплановые проверки);
- обеспечение должностными лицами Службы и ее территориальных органов мер по устранению правонарушений, выявленных при исполнении государственной функции, и выполнению предъявленных в ходе ее осуществления законных требований.
Сообщаем, что к числу оснований для начала исполнения Государственной функции относятся, в частности, следующие (п. 30 Регламента):
- наступление срока проведения плановой проверки в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- поступление требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках прокурорского надзора за соблюдением законодательства РФ по поступившим в органы прокуратуры обращениям;
- обращение работника о нарушении работодателем его трудовых прав вследствие несоблюдения требований законодательства РФ о СОУТ, оформленное в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
- истечение срока исполнения работодателем или организацией, осуществляющей проведение СОУТ, ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения законодательства РФ о СОУТ.
О сроках исполнения Государственной функции
Сроки исполнения Государственной функции установлены в п. 29 Регламента и являются следующими
Продолжительность каждой проверки, осуществляемой при исполнении Государственной функции, не должна превышать 20 рабочих дней, а в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год*.
Срок проведения каждой проверки в отношении работодателя или организации, осуществляющей проведение СОУТ, которые осуществляют свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению такого юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.
В случае необходимости при проведении проверки получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия проведение проверки может быть приостановлено руководителем (заместителем руководителя) Роструда или его территориального органа на срок, необходимый для осуществления межведомственного информационного взаимодействия, но не более чем на 10 рабочих дней. Повторное приостановление проведения проверки не допускается.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц Роструда или его территориального органа, проводящего выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Роструда или его территориального органа, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на 50 часов, и не более чем на 15 часов для микропредприятий.
*Примечание: Критериями отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого (и среднего) предпринимательства являются следующие:
- критерии, связанные со структурой уставного капитала, статусом учредителя и видом деятельности юридического лица (установлены ч.1.1 ст. 4 ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»);
- критерий среднесписочной численности работников (среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения:
- от 101 до 250 человек – для средних предприятий;
- до 100 человек – для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек);
- критерий размера дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
- микропредприятия – 120 млн. рублей.
- малые предприятия – 800 млн. рублей.
- средние предприятия – 2 млрд. рублей.
О результатах исполнения Государственной функции
Результатом исполнения Государственной функции является выдача должностным лицом Роструда или его территориального органа работодателю или его представителю (или руководителю организации, осуществляющей проведение СОУТ, или его представителю) (п. 13 Регламента):
- акта проверки соблюдения требований законодательства РФ о СОУТ;
- документов, перечисленных в п. 104 Регламента, обеспечивающих принятие мер по устранению нарушений законодательства РФ о СОУТ, если они выявлены при исполнении государственной функции*.
*Примечание: В п. 104 Регламента речь идет об обязательном к исполнению предписании, в котором излагаются необходимые мероприятия по устранению выявленных нарушений требований законодательства РФ о СОУТ со ссылками на конкретные статьи и пункты законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, требования которых нарушены (далее – Предписание).
Сроки выполнения мероприятий, содержащихся в указанном предписании, устанавливаются должностными лицами Роструда и его территориальных органов и определяются исходя из характера нарушений, важности мероприятия для обеспечения безопасности работников и оборудования.
Мероприятия с длительными сроками исполнения могут выполняться в несколько этапов.
Предписание оформляется в двух экземплярах, один из которых вручается работодателю или его представителю (или руководителю организации, осуществляющей проведение СОУТ, или его представителю) под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое вместе со вторым экземпляром предписания приобщается к материалам надзорного дела, хранящегося в Роструде или его территориальном органе.
Об ответственности за нарушение порядка проведения СОУТ
В завершение сообщаем, что в п. 105 Регламента установлено, что невыполнение работодателем (или организацией, осуществляющей проведение СОУТ), в установленные сроки требований обязательного к исполнению Предписания влечет за собой ответственность, предусмотренную Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
А согласно пп. «е» п. 8 Регламента должностные лица Роструда и его территориальных органов при исполнении Государственной функции имеют право самостоятельно составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях, а также подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Обращаем внимание, что за нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ на рабочих местах или ее непроведение предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а именно, предупреждение или наложение административного штрафа:
- на должностных лиц – в размере от 5 000 до 10 000 рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5 000 до 10 000 рублей;
- на юридических лиц от 60 000 до 80 000 рублей.
За совершение указанного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение ответственность установлена ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ и является следующей:
- для должностных лиц – наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет;
- для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- для юридических лиц – наложение административного штрафа в размере от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Еще более 1750 статей.