Лимит на легионеров в здравоохранении – обсуждаем инициативу депутатов
Госдума РФ может вскоре рассмотреть законопроект, который установит ограничения и запреты труда иностранных работников в некоторых отраслях. Среди последних – госмедицина. Рассказываем, каковы шансы документа стать законом.
Запретить насовсем
Авторы законопроекта №453077-8 предлагают уточнить ст. 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – федеральный закон №115-ФЗ). Сейчас эта статья наделяет правительство РФ правом ежегодно определять, какую долю иностранных работников можно привлекать к труду в отдельных отраслях экономики.
Проект предполагает меры более жесткие: иностранцам хотят запретить работать, в частности, в сфере оказания медицинских услуг. Но – оговоримся во избежание ложной сенсации – коснуться это может только государственной и муниципальной систем здравоохранения, о частных медорганизациях разработчики документа умалчивают.
По замыслу депутатов, следует также на уровне закона запретить привлекать иностранцев и к работе в розничной торговле лекарственными средствами в аптеках. Напомним, впервые такая мера была установлена подзаконным актом – постановлением правительства РФ – на 2014 год, а теперь ежегодно продлевается. Весь 2024 год запрет также будет действовать. Если Госдума РФ одобрит законопроект, запрет будет сложнее отменить и не потребуется продлевать в конце каждого последующего календарного года.
Есть и еще одна особенность закрепления этого правила на уровне закона. О ней скажем ниже.
Хотят как лучше
По мнению авторов, законопроект позволит защитить национальный рынок труда и усовершенствует механизм привлечения иностранной рабочей силы, а россияне займут больше рабочих мест. Число иностранцев, которые встали на учет в России, выросло с 13,4 млн (2022 год) до 16,9 млн (2023 год), говорится в пояснительной записке.
Также депутаты подчеркивают, что, по данным Единой межведомственной информационно-статистической системы за 2022 год, в Россию для работы въехало 3,5 млн иностранцев. Это почти на миллион человек больше, чем в 2021 году.
Предположения о более низких зарплатах приезжих работников уже неактуальны, уверяют авторы проекта. Иностранцы получают не меньше россиян, а значит, возникает вопрос о перераспределении соотношения граждан РФ и гостей страны занятых, например, в фармацевтической и медицинской сферах.
А как получилось – рано судить
Есть сомнения в том, что законопроект получит реальные шансы стать законом. На наш взгляд, он требует серьезной доработки. И это касается не столько совершенствования юридической техники, сколько оценки возможных последствий применения подобных правил.
В соответствии с законопроектом запретить труд в здравоохранении можно будет на основании одного лишь фактора – наличия у специалиста иностранного гражданства. Получается, что иностранный гражданин не сможет трудиться в государственной и муниципальной системах здравоохранения, даже если получил свой диплом в России или если его зарубежное образование отвечает федеральным образовательным стандартам.
Вместе с тем согласно п. 2 ст. 13.2 того же федерального закона №115-ФЗ, в который предложено внести поправки, допустимая доля иностранных работников, определяемая Правительством РФ для некоторых отраслей экономики, не распространяется на высококвалифицированных специалистов и членов их семей. Это исключение позволяет названным категория иностранцев строить карьеру в России, несмотря на правительственные ограничения. Законопроект эту норму не затрагивает.
Получается, что если инициативу депутатов одобрят, то работать не смогут все иностранцы без исключения, ведь запрет будет уже не правительственным, а законным. А от такой меры п. 2 ст. 13.2 федерального закона №115-ФЗ не спасет даже очень квалифицированные иностранные кадры.
Не помешали бы прояснению ситуации ведомственные комментарии. Например, согласно приказу Минтруда России от 23.01.2014 №29н, постановление №1191 (о запрете работать в аптеках в 2014 году) не распространялось на иностранцев, временно или постоянно проживающих в нашей стране, а также на иностранных граждан, которые считаются высококвалифицированными специалистами. Аналогичной позиции придерживаются и суды (см., например, постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16.09.2022 по делу №16-6074/2022). Что, впрочем, неудивительно, ведь фактически это прямое применение федерального закона №115-ФЗ. Но сам факт наличия разъяснений и практики судов говорит о том, что любая нормативная неточность может породить разногласия.
Возможно, авторы нового законопроекта надеются, что недостаточную четкость их инициативы также устранит Минтруд России или система правосудия, но практики официально разъяснять законопроекты в нашей стране пока нет.
Уточнения требует и будущее положение лиц без гражданства на случай одобрения законопроекта, ведь в нем о таких лицах ничего не сказано.
Неясно и то, коснутся ли положения проекта только медицинских работников или всего персонала госучреждений здравоохранения. При буквальном толковании поправок можно прийти к выводу, что даже работа в должностях немедицинских работников (например, уборщиц, подсобных рабочих и пр.) в государственных и муниципальных медучреждениях станет для иностранных граждан невозможна.
Нет в документе и положений о правовом статусе иностранных граждан, которые уже работают в перечисленных отраслях. И хотя, по общему правилу, закон, содержащий нормы трудового права, обратной силы не имеет, в случае одобрения проекта в первом чтении депутатам стоит задуматься о возможных рисках неверного толкования.
Возможно, потребуется включить в документ оговорку о судьбе иностранных работников, уже вовлеченных в трудовую деятельность медицинских организаций госсистемы, а также аптек всех форм собственности.
Если такой оговорки не будет, некоторые работодатели могут понять положения документа шире, чем того желали его авторы, и поспешить с увольнением иностранных работников. А в условиях кадрового дефицита потеря для учреждения врача или иного медработника может повредить процессу оказания медпомощи.
А в случае если в проекте все же появится правило об обратной силе его положений, то полагаем, трудовой договор с иностранцем работодатель сможет расторгнуть по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, т. е. по не зависящим от воли сторон обстоятельствам.
Напомним, что прекращение трудового договора по таким причинам допустимо, только если невозможно перевести сотрудника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую он может выполнять с учетом состояния здоровья.
Однако с учетом анонсированного авторами проекта полного запрета на труд иностранцев в государственной и муниципальной системах здравоохранения при вступлении документа в силу указанный перевод для них будет невозможен. То же касается аптек всех форм собственности.
Напомним, что Минтруд России определил перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства – квалифицированных специалистов, которые вправе получить российское гражданство в упрощенном порядке. Этот документ может быть особенно полезным, если комментируемый законопроект все-таки пройдет все этапы одобрения в первозданном виде. Однако в реальности последнего варианта развития событий есть обоснованные сомнения.
Законопроект №453077-8 «О внесении изменения в статью 18.1 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” в части установления предельной доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики, и установления запрета их привлечения к трудовой деятельности».
Постановление Правительства РФ от 19.12.2013 №1191 «Об установлении на 2014 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации» (далее – постановление №1191).
Постановление Правительства РФ от 16.09.2023 №1511 «Об установлении на 2024 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности».
Приказ Минтруда России от 23.01.2014 №29н «Об утверждении разъяснения о применении постановления Правительства Российской Федерации №1191 от 19.12.2013 “Об установлении на 2014 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации”».
Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Ч. 3, 4 ст. 12 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ).
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор прекращается по не зависящим от воли сторон обстоятельствам при возникновении установленных ТК РФ или другим федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.
До 15 декабря 2023 года действует приказ Минтруда России от 05.04.2022 №199н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства – квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке».
С 15 декабря 2023 года будет применяться новый приказ Минтруда России от 15.05.2023 №460н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства – квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке».
Еще более 1750 статей.