Лечение онкопациентов в возрасте от 18 до 21 года: новые гарантии, старые вопросы
Пациенты в возрасте от 18 до 21 года смогут продолжить лечение определенных онкологических заболеваний в детских онкоклиниках, если оно было начато до их совершеннолетия. Соответствующие нормы предусмотрены в новой программе госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также в федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В то же время еще не утвержден конкретный перечень заболеваний. Кроме того, неясно, на основании какого порядка онкологической помощи и какой лицензии (взрослой или детской) такая помощь может быть оказана.
Согласно Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (утв. постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 № 2505) пациенты в возрасте от 18 до 21 года в 2022 году смогут продолжить лечение определенных онкологических заболеваний в детских онкоклиниках. Перечень таких заболеваний должен быть утвержден Минздравом России.
Напомним, что впервые подобная возможность была задекларирована в 2021 году в предыдущей Программе госгарантий, утв. постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2299.
В соответствии с обеими программами пациенты, которые до совершеннолетия получали лечение в детских онкологических клиниках, смогут там же продолжить свое лечение до достижения 21 года. Норма распространяется на получение первичной специализированной медико-санитарной помощи, а также специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи. Случаи и условия возможного оказания такой помощи будут определены Минздравом России.
С 29 июня 2022 года статья 54 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» синхронно дополнится частью 5 (введена на основании федерального закона от 30.12.2021 № 482-ФЗ), которая предусмотрит возможность данной группы пациентов (в возрасте от 18 до 21 года) продолжить лечение в тех же клиниках, что и до совершеннолетия.
Напомним, что в первоначальной редакции ст. 54 речь шла исключительно об онкологических заболеваниях. Однако принятая в итоге редакция отсылает к перечню заболеваний (состояний), который должен утвердить Минздрав России. Указанное дает основание полагать, что законодатель предоставит такие новые возможности не только онкологическим, но и некоторым другим пациентам. Однако пока что рано делать выводы, необходимо дождаться соответствующего перечня заболеваний. Возможно, он будет расширен основательно, возможно разбавлен только гематологическими заболеваниями, а возможно и вовсе сужен до незначительного перечня отдельно взятых онкозаболеваний.
Первоначальная редакция поправок к федеральному закону № 323-ФЗ | Утвержденная редакция поправок к федеральному закону № 323-ФЗ |
---|---|
«Медицинская организация, оказывающая онкологическую помощь детям, по решению врачебной комиссии вправе продолжить наблюдение и лечение пациента после достижения им совершеннолетия» | «Лица, страдающие заболеваниями или состояниями (группами заболеваний или состояний), включенными в перечень заболеваний или состояний (групп заболеваний или состояний), установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, при достижении ими совершеннолетия вправе до достижения ими возраста двадцати одного года наблюдаться и продолжать лечение в медицинской организации, оказывавшей им до достижения совершеннолетия медицинскую помощь при таких заболеваниях или состояниях (группах заболеваний или состояний)» |
Кроме того, по-прежнему неясно, на основании какого именно порядка онкологической помощи должна оказываться такая помощь: еще детского или уже взрослого? Исходя из действующей программы госгарантий, условия и случаи, при которых пациенты в возрасте от 18 до 21 года могут долечиваться в детских онкоклиниках, должны быть определены Минздравом России. Однако на сегодняшний день такой отдельный порядок не принят, а существующие порядки оказания онкологической помощи (причем как старые, так и новые) указанных правил не содержат.
- Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях, утв. приказом Минздрава России от 19.02.2021 № 116н (далее – Порядок № 116н) (вступил в силу 01.01.2022, за исключением отдельных положений);
- Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология», утв. приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 915н (далее – Порядок № 915н) (утратил силу 01.01.2022);
- Порядок оказания медицинской помощи по профилю «детская онкология», утв. приказом Минздрава России от 31.10.2012 № 560н (действует в настоящее время);
- Порядок оказания медицинской помощи по профилю «детская онкология и гематология», утв. приказом Минздрава России от 05.02.2021 № 55н (вступает в силу 01.09.2022).
Также остается неразрешенным вопрос, должна ли детская онкоклиника получать «взрослую» лицензию, а следовательно, выполнять требования нового «взрослого» Порядка № 116н. Напомним, что в нем содержится большое количество сложно выполнимых и финансово затратных требований к медорганизациям. Подробнее о требованиях Порядка № 116н читайте в статье Факультета Медицинского Права «Новый порядок онкопомощи 2022: что ждет врачей и пациентов».
В завершение отметим, что в декабре 2021 года Минздравом был дан ответ на запрос частного лица с просьбой предоставить разъяснения по указанным вопросам.
К сожалению, ответ ведомства формален. Регулятор указал лишь, что лицам до 21 года может быть оказана медицинская помощь в детских онкологических медорганизациях в случаях и при соблюдении условий, установленных Порядком № 915н. Однако, как было отмечено выше, данный порядок, во-первых, не содержит подобных норм, а во-вторых, утратил силу с 01 января 2022 года.
Наличие обозначенных пробелов может привести к тому, что пациенты, достигшие совершеннолетия, будут вынуждены, как и раньше, переходить на лечение во взрослые клиники. А предоставленные гарантии так и останутся на бумаге. Надеемся, что несовершенство действующего законодательства будет устранено в разумные сроки.
Еще более 1750 статей.