Медицинские и фармацевтические организации, медицинские работники, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность, довольно часто являются субъектами некоторых административных правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Административное правонарушение выявляется, как правило, в результате проверки, которая является одной из форм осуществления государственного контроля. По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме.

Если в ходе проверки выявляются нарушения обязательных требований, законодательства Российской Федерации, должностное лицо, проводившее проверку, выдает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, в отношении которого проводилась проверка предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а также принимает меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Ответственность может быть административная и уголовная.
Возбуждение дела об административном правонарушении
В настоящей статье рассматривается порядок составления протокола об административном правонарушении, как процессуального документа, оформляемого на этапе возбуждения дела об административном правонарушении. Всего может быть три стадии привлечения к административной ответственности.

Для привлечения организации, должностного лица, индивидуального предпринимателя или гражданина к административной ответственности, должен быть составлен протокол об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении — это процессуальный документ, в котором фиксируется административное правонарушение. Поэтому протокол является доказательством по делу об административном правонарушении и должен соответствовать требованиям, предъявляемым к доказательствам.
Прежде всего, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Составление и процедура оформления протокола об административном правонарушении должны соответствовать требованиям, установленным гл.28 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации (далее — КоАП РФ).
О совершении административного правонарушения составляется протокол (ч.1 ст.28.2 КоАП РФ). Но бывают случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется.
Срок составления протокола об административном правонарушении
По общему правилу протокол об административном правонарушении должен быть составлен немедленно после выявления совершения административного правонарушения (ч.1 ст.28.5 КоАП РФ).

В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (ч.2 ст. 28.5 КоАП РФ).
В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования.
Порядок оформления протокола об административном правонарушении
Протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствии. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ).
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Права лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ (ст.25.1 КоАП РФ). Кроме того, лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, должны быть разъяснены положения ст. 51 Конституции РФ о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
Разделы протокола об административном правонарушении
Протокол об административном правонарушении содержит следующие разделы информации:

- Дата и место составления протокола об административном правонарушении.
- Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол.
- Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
- Фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие.
- Место, время совершения и событие административного правонарушения.
- Статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
- Объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело.
- Иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Более подробно данная информация по данному вопросу отражена в статье «Содержание протокола об административном правонарушении».
Подписание и вручение протокола об административном правонарушении
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, неявки этих лиц для составления протокола, в нем делается соответствующая запись (ч.5 ст.28.2 КоАП РФ).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (ч.6 ст. 28.2 КоАП РФ).
Необходимо обратить внимание, что подписание протокола об административном правонарушении, также, как и его вручение (направление по почте), осуществляется исключительно лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении или его законному представителю. Подписание, вручение протокола об административном правонарушении защитнику, оказывающему юридическую помощь лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении и действующему на основании ордера (если защитник — адвокат), представителю юридического лица, действующему на основании доверенности, в том числе руководителю его филиала или подразделения, расценивается, как невыполнение требований, установленных ч.ч.5 и 6 ст.28.2 КоАП РФ. Поскольку перечисленные лица не являются законными представителями.
На практике очень часто возникает вопрос о возможности обжалования протокола об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении обжаловать нельзя, поскольку протокол всего лишь фиксирует административное правонарушение. Если лицо, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении не согласен с обстоятельствами, которые излагаются в протоколе, то он может в протоколе выразить свою позицию в части предоставления объяснений и замечаний на протокол. Затем, при рассмотрении дела об административном правонарушении, лицо, в отношении которого ведется дело, имеет возможность опровергнуть те обстоятельства, которые зафиксированы в протоколе, предоставить доказательства, дать пояснения по делу.
Рассмотрение дела об административном правонарушении
В течение трех суток после составления протокола об административном правонарушении он направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении (ч.1 ст.28.8 КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения):
- В случае если административное наказание по административному делу предусматривает административный арест либо административное выдворение (ч.2 ст.28.8 КоАП РФ);
- Если применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности (ч.4 ст. 28.8 КоАП РФ).
Административные органы, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении установлены ст. 28.3КоАП РФ. Административные органы, уполномоченные рассматривать дела об административном правонарушении установлены гл. 23 КоАП РФ.
Так, например, при нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст.6.3 КоАП РФ) протоколы об административном правонарушении составляют органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст.23.13 КоАП РФ). Этот административный орган может сам рассмотреть дело.
Но согласно ст.23.1 КоАП РФ орган, уполномоченный составлять протокол об административном правонарушении передает дело на рассмотрение судье, в случае, если по делу проводилось административное расследование или если по делу предусмотрено наказание в виде приостановления деятельности. Т.к. санкция ст. 6.3 КоАП РФ в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц предусматривает приостановление деятельности, то протокол об административном правонарушении по этой статье в отношении указанных лиц должен быть передан на рассмотрение судье, а в отношении граждан и должностных лиц рассмотрен органом, составившим протокол.
По ст.6.2 КоАП РФ протоколы об административном правонарушении составляют должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения (ч. 18 ст.28.3 КоАП РФ), но дела об административных правонарушениях по этой статье рассматривает суд (ч.1 ст.23.1 КоАП РФ).
по подписке
* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения