logo
 
logo
15 марта 2017

Возбуждение дела об административном правонарушении

logo
Автор:
  • 6275
  • 0

Прежде чем начать говорить о возбуждении дела об административном правонарушении, попытаемся понять, что же представляет из себя такое правонарушение.

Возбуждение дела об административном правонарушении

Легальное понятие административного правонарушения закреплено в части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ): административным правонарушением (далее также — АП) признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Медицинские и фармацевтические организации выступают участниками административных правоотношений и нередко оказываются привлеченными к административной ответственности за совершенные ими правонарушения, предусмотренные КоАП РФ.

После совершения медицинской и (или) фармацевтической организацией административного правонарушения (его обнаружения) механизм привлечения виновного лица к ответственности «запускается», и именно в этот момент заходит речь о производстве по делам об административных правонарушениях, которое включает в себя несколько стадий. Первая из них — возбуждение дела об административном правонарушении. Данной стадии посвящена отдельная глава Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (глава 28 КоАП РФ). Вторая — рассмотрение дела об административном правонарушении, но она не является темой данной статьи.

Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении
  • Непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • Поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • Сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

КоАП РФ предусмотрены также и другие поводы для возбуждения дела об административном правонарушении, однако они вряд ли могут иметь отношение к сфере здравоохранения.

Материалы, сообщения, заявления, которые могут послужить поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

При этом дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из указанных выше поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Момент возбуждения дела об административном правонарушении

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

Момент возбуждения дела об административном правонарушении
  • Составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
  • Составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ (административное задержание, изъятие вещей и документов, временный запрет деятельности и другие меры обеспечения);
  • Составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • Вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП РФ;
  • Вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 КоАП РФ (указанная статья предусматривает упрощенный порядок привлечения к административной ответственности — без составления протокола об административном правонарушении. В сфере здравоохранения такой порядок привлечения к ответственности применяется (может быть применен), но не так часто. Так, часть 1 статьи 28.6 устанавливает ответственность физических лиц. Однако в сфере здравоохранения к ответственности, как правило, привлекаются юридические лица, индивидуальные предприниматели (медицинские и фармацевтические организации) или должностные лица указанных организаций, поэтому данная часть статьи 28.6 к сфере здравоохранения относиться не может. Что касается части 3 указанной статьи, то она предусматривает упрощенный порядок привлечения к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения. По указанной части статьи 28.6 КоАП РФ к ответственности могут быть привлечены медицинские организации за нарушения ПДД водителями скорой помощи, реанимобилей или иных транспортных средств, задействованных при оказании медицинской помощи).

Протокол об административном правонарушении

Говоря о возбуждении дела об административном правонарушении, нельзя не сказать о таком процессуальном документе, как протокол об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении

Согласно пункту 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются:

  • Дата и место его составления;
  • Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • Фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
  • Место, время совершения и событие административного правонарушения;
  • Статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
  • Объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
  • Иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Лица, уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

Лица, уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении

Кроме того, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также прокурор.

В таблице, приведенной ниже, можно увидеть отдельные административные правонарушения, относящиеся к правонарушениям в области охраны здоровья граждан, ответственность за которые предусмотрена КоАП РФ, и должностных лиц, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.

Наименование административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях Нормативный правовой акт органа, устанавливающий перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении
Статья 6.2
Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензию на данный вид деятельности
Пункт 18 части 2 статьи 28.3:
должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор)
Приказ Росздравнадзора от 10.10.2005 г. № 2220-Пр/05 «Об утверждении Перечня должностных лиц Росздравнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»
Статья 6.3:
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий
Часть 1 статьи 23.13:
Должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Роспотребнадзор)
Приказ Роспотребнадзора от 09.02.2011 г. № 40 «Об утверждении перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»
Статья 6.4:
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта
Статья 8.2:
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами
Статья 6.16:
Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
пункт 83 части 2 статьи 28.3:
должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ФСКН)
Приказ ФСКН от 31.05.2010 г. № 208 «О должностных лицах органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях»
Пункт 1 части 2 статьи 28.3:
должностные лица органов внутренних дел (полиции);
Статья 23.3 КоАП РФ
пункт 18 части 2 статьи 28.3:
должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор);
Приказ Росздравнадзора от 10.10.2005 г. № 2220-Пр/05 «Об утверждении Перечня должностных лиц Росздравнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»
пункт 12 части 2 статьи 28.3:
должностные лица таможенных органов;
Приказ Федеральной таможенной службы от 01.03.2012 г. № 368 «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»
Часть 1 статьи 14.1:
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица
Пункт 8 части 2 статьи 28.3:
должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (налоговые службы);
Приказ Федеральной налоговой службы от 2 августа 2005 г. № САЭ-3-06/354@ «Об утверждении перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»
пункт 63 части 2 статьи 28.3:
должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (Роспотребнадзор)
Приказ Роспотребнадзора от 09.02.2011 г. № 40 «Об утверждении перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»
Часть 2 статьи 14.1:
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)

Часть 3 статьи 14.1:
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)

Часть 4 статьи 14.1:
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)
Часть 3 статьи 28.3:
Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа (в сфере здравоохранения — Росздравнадзор и его территориальные органы, на уровне субъектов РФ — органы исполнительной власти, которым делегированы полномочия по лицензированию. Например, Департамент здравоохранения г. Москвы, Министерство здравоохранения Московской области).
Приказ Росздравнадзора от 10.10.2005 г. N 2220-Пр/05 «Об утверждении Перечня должностных лиц Росздравнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»
Пункт 63 части 2 статьи 28.3:
должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (Роспотребнадзор)
Приказ Роспотребнадзора от 09.02.2011 г. № 40 «Об утверждении перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»
Статья 14.4:
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований
Пункт 63 части 2 статьи 28.3:
должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (Роспотребнадзор)
Приказ Роспотребнадзора от 09.02.2011 г. № 40 «Об утверждении перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»

Сроки составления протокола об административном правонарушении

КоАП РФ устанавливает следующие сроки для составления протокола об административном правонарушении:

Сроки составления протокола об административном правонарушении
  • Немедленно после выявления совершения административного правонарушения;
  • Случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения;
  • В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП РФ (по общему правилу такой срок не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении).
Подпишитесь на нас
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Направление протокола об административном правонарушении для рассмотрения дела

Учитывая, что возбуждение дела об административном правонарушении отнюдь не означает его рассмотрение, протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента его составления. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Комментарии