Предписание об устранении нарушений является одной из мер, принимаемых органами контроля при выявлении нарушений в ходе проведения проверки.

Должностные лица органа государственного контроля в пределах своих полномочий при выявлении нарушений обязательных требований обязаны выдать предписание медицинской (фармацевтической) организации об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде и других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Правовое регулирование проведения проверок
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ). Данный закон не применяется к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля и медицинских (фармацевтических) организаций и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов контроля и иным формам контроля, указанным в ч. 3, 3.1. Закона № 294-ФЗ, например к налоговому, валютному, страховому, прокурорскому контролю (надзору).

В данной статье будет рассмотрено предписание об устранении нарушений, выдаваемое должностными лицами органа контроля, в рамках Закона № 294-ФЗ.
Оформление результатов проверки. Предписание об устранении нарушений
Непосредственно по результатам проверки в двух экземплярах составляется акт проверки. В случае выявления нарушений действующего законодательства к акту проверки наряду с протоколами отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколов или заключений проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснений работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, прилагается предписание об устранении нарушений с указанием сроков устранения нарушений.

Таким образом, предписание об устранении нарушений является приложением к акту проверки, составляется в двух экземплярах непосредственно по результатам проверки. В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, предписание об устранении нарушений вместе с актом проверки составляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней после завершения мероприятий по контролю.
Стоит знать, что один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручается руководителю медицинской организации или его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
С 10 января 2016 года при наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю.
При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.
В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) (с 10 января 2016 года) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт (при условии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля), способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа. При этом уведомление о вручении и (или) иное подтверждение получения указанного документа приобщаются к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
Содержание предписания об устранении нарушений
В отношении предписания об устранении нарушений не существует единой типовой формы, как например, в отношении акта проверки, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Однако каждый орган контроля имеет утвержденные типовые формы предписания об устранении нарушений.
По общему правилу предписание об устранении нарушений содержит следующую информацию:
- Дата, время и место составления предписания об устранении нарушений;
- Наименование органа контроля;
- Дата и номер распоряжения (приказа) о проведении проверки;
- Фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
- Наименование медицинской (фармацевтической) организации;
- Вид и форма проверки;
- Выявленные нарушения (со ссылкой на акт проверки);
- Сроки устранения выявленных нарушений.
Срок выполнения предписания об устранении нарушений
Действующее законодательство не регламентирует срок выполнения предписаний об устранении нарушений. Данный срок устанавливает орган контроля самостоятельно с учетом характера выявленного нарушения.

Обжалование предписания об устранении нарушений
Медицинская и (или) фармацевтическая организация в случае несогласия с предписанием об устранении выявленных нарушений имеет право в течение 15 дней с даты получения акта проверки представить в соответствующий орган государственного контроля в письменной форме возражения. Возражение в данном случае подается либо на предписание об устранении нарушений, либо одновременно на акт проверки и предписание об устранении нарушений.
При этом медицинская и (или) фармацевтическая организация вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Рассмотрение возражений на предписание об устранении нарушений
Рассмотрение возражений на акт проверки регламентируется административными регламентами соответствующего органа контроля, проводящего проверку.

Приостановление действия на предписания об устранении нарушений
Подача возражения на предписание об устранении нарушений не приостанавливает его действие.
Срок рассмотрения возражений на предписание об устранении нарушений
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля рассматривает поступившее возражение не более 30 календарных дней.

Проверка органами контроля исполнения предписания об устранении нарушений
Истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и/или требований муниципальных правовых актов является одним из оснований проведения органами контроля в отношении медицинской (фармацевтической) организации внеплановой проверки. В данном случае, согласования проведения внеплановой проверки с органами прокуратуры не требуется.
Должностные лица органа контроля, проводящие проверку, обязаны проверять выполнение только тех требований, которые указаны в предписании об устранении нарушений.
Необходимо отметить, что органы контроля не имеют право под «видом» данной внеплановой проверки фактически проводить повторную проверку, а также запрашивать документы, не относящиеся к предмету проверки и устанавливать новые правонарушения.
Критерии законности проверки, проводимой в целях контроля раннее выданного предписания
- Предписание об устранении нарушений не обжаловано либо возражение на предписание об устранении нарушений оставлено без удовлетворения;
- Истек срок, установленный для исполнения предписания об устранении нарушений.
- Предписание может быть проверено однократно, несмотря на разные сроки исполнения предписания.
В некоторых случаях проведение проверки (на основании истечения срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений) возможно не позднее одного месяца со дня окончания срока, в течение которого медицинская (фармацевтическая) организация должно было известить должностное лицо органа контроля о его выполнении.
Данная норма распространяется в отношении проведения проверок органами Роспотребнадзора и закреплена в Приказе Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров».
Также данная норма, в частности, закреплена в Приказе Минсельхоза России от 28.01.2013 № 29 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению надзора в установленных законодательством Российской Федерации случаях за юридическими и физическими лицами, проводящими экспертизы, обследования, исследования, испытания, оценку, отбор проб, образцов, досмотр и осмотр, посещение подконтрольных субъектов и объектов, выдачу заключений, а также иные работы в установленной сфере деятельности».
Ответственность медицинских (фармацевтических) организаций за неисполнение предписания об устранении нарушений
За невыполнение в установленный срок законного предписания органа контроля (надзора) предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ.

По общему правилу, согласно ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений влечет наложения административного штрафа на должностных лиц - от 1 тысячи до 2 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, на юридических лиц - от 10 тысяч до 20 тысяч рублей.
Невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области экспортного контроля, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет, на юридических лиц - от 200 тысяч до 500 тысяч рублей (ч.2 ст. 19.5 КоАП РФ). Одним из таких органов, уполномоченных в области экспортного контроля может являться ФСТЭК (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю), в полномочия которой входит проведение контроля в области защиты персональных данных.
Согласно ч. 8 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законных требований лиц, уполномоченных на осуществление государственного ветеринарного контроля (надзора), об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 20 тысяч до 40 тысяч рублей; на юридических лиц - от 200 тысяч до 500 тысяч.
Согласно ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 5 тысяч до 6 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, на юридических лиц - от 90 тысяч до ста тысяч рублей.
Органы и судьи, уполномоченные рассматривать дела о невыполнении предписания органа контроля
В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, рассмотренных выше и предусмотренных частями 1 и 13 ст. 19.5 КоАП РФ рассматриваются судьей.

Органы, уполномоченные в области экспортного контроля, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные ч. 2 ст. 19.5 (в части, касающейся нарушения законодательства об экспортном контроле). Однако данные дела могут рассматриваться судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 8 ст. 19.5 КоАП РФ, рассматриваются органами, осуществляющими государственный ветеринарный надзор (ст. 23.14.КоАП).
Срок для привлечения к ответственности
Привлечение к административной ответственности медицинских (фармацевтических) организаций за невыполнение предписания об устранении нарушений возможно в сроки, установленные в ст. 4.5 КоАП РФ.

До недавнего времени срок для привлечения к административной ответственности за невыполнение предписаний об устранении нарушений составлял 2 или 3 месяца, в зависимости от субъекта (должностное лицо органа контроля или суд), которым выносится постановление о привлечении к административной ответственности.
С «3» января 2015 г. на основании Федерального закона от 22.12.2014 № 434-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности за нарушение законодательства РФ в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля составляет 1 год.
по подписке
* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения