
Затраты на создание комфортных условий для пациентов в лечебно-профилактических учреждениях за счет средств ОМС – нецелевое расходованием средств. Так решил контролирующий орган, и его поддержали суды трех инстанций. Сервисные услуги все еще не включаются в программы ОМС. Рассмотрим тенденции практики и правовое регулирование этой сферы.
Нецелевые расходы? – верните в бюджет и уплатите штраф
Не так давно в суде рассматривалось дело о нецелевом расходовании средств ОМС. Частный медицинский центр, который участвует в реализации программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, за счет средств ОМС решил создать пациентам диализного отделения более комфортные условия.
Клиника закупила пледы, телевизоры, наушники, телевизионные антенны и расходные материалы для их монтажа и установки. На этом расходы не закончились: куплена посудомоечная машина и таблетки к ней. А еще за счет средств ОМС оплатили услуги по перевозке пациентов, выплатили матпомощь работнику, купили продукты питания и одноразовую посуду для пациентов.
Однако ТФОМС вполне закономерно расценил эти расходы как нецелевые, потребовал возвратить средства в бюджет ТФОМС и уплатить штраф в размере 10% от израсходованной не по целевому назначению суммы. Дело в том, что законодательство не предусматривает оплату услуг медицинского сервиса (в том числе обеспечение комфорта для пациентов) за счет ОМС.
Обоснование позиции ТФОМС не противоречит законодательству, поэтому с ним согласились суды трех инстанций (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.06.2023 №Ф02-2422/23 по делу №А78-2077/2022).
Правила игры для всех едины
Напомним, получать финансирование из ТФОМС могут не только государственные медорганизации. Любая частная клиника вправе попасть в Реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования и оказывать медпомощь за счет средств ОМС.
В рассматриваемом нами случае «злостный нарушитель» – как раз частный медицинский центр, работающий в сфере ОМС. Но разбор ситуации актуален и для государственных медицинских организаций, так как правила целевого расходования для всех ...
П. 192 приказа Минздрава России от 28.02.2019 №108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования».
Ч. 7 ст. 35 федерального закона №326-ФЗ, Правила №108н.
В рассматриваемом деле траты медцентра не отвечали целям следующих приказов Минздрава России:
- от 18.01.2012 №17н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология»;
- от 20.12.2012 №1271н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при почечной недостаточности. Проведение обмена перитонеального диализа»;
- от 20.12.2012 №1268н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при хронической болезни почек 5 стадии в преддиализном периоде, при госпитализации с целью подготовки к заместительной почечной терапии»;
- от 29.10.2020 года №1177н «Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях».
См., например, определения Верховного Суда РФ от 10.01.2022 №301-ЭС21-25406; от 01.11.2021 №304-ЭС21-19590; от 26.03.2020 №307-ЭС20-2374; определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 27.04.2017 №307-КГ16-17712).