Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти
23 февраля 2020

В положение об аккредитации специалистов внесены новые изменения

16871

В положение об аккредитации специалистов внесены новые изменения

Минздравом РФ внесены очередные изменения в Положение об аккредитации специалистов, утвержденное Приказом Минздрава России от 02.06.2016 № 334н (далее – Положение).

Указанные изменения произведены Приказом Минздрава РФ от 20.01.2020 № 34н и вступают в силу 2 марта 2020 года. Коснулись они правил прохождения всех трех форм аккредитации, а именно: первичной аккредитации, первичной специализированной аккредитации, а также периодической аккредитации.*

* Примечание:

С 1 января 2016 года и по 31 декабря 2025 года в России осуществляется поэтапный переход от процедуры сертификации специалистов к процедуре аккредитации специалистов.

В настоящее время, право на осуществление медицинской деятельности может быть подтверждено как сертификатом специалиста, так и свидетельством об аккредитации специалиста (п.1 ч.1 ст. 100 и ч. 1 ст. 69 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Аккредитация специалиста представляет собой процедуру определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности и проводится в следующих трех формах (п. 2 и 4 Положения):

  • Первичная аккредитация — проводится в отношении лиц, завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского образования, высшего фармацевтического образования, среднего медицинского образования, среднего фармацевтического образования, иного образования, имеющих документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых устанавливаются Минобрнауки РФ, либо МГУ или СПГУ;
  • Первичная специализированная аккредитация — проводится в отношении лиц, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ (профессиональная переподготовка), а также лиц, получивших образование на территории иностранного государства;
  • Периодическая аккредитация — проводится в отношении лиц, завершивших освоение профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации.

Отметим, что в декабре 2019 года «Факультет Медицинского Права» освещал проект указанных поправок. В целом их содержание осталось неизменным, однако в текущую версию приказа были внесены некоторые уточнения и дополнения.

Об изменениях в части первичной и первичной специализированной аккредитации

Изменения в части первичной и первичной специализированной аккредитации произошли как для лиц со средним, так и с высшим образованием.

Изменения для лиц со средним образованием

Установлено, что лица, получившие среднее медицинское образование после 01.01.2020, на которых могут быть возложены функции лечащего врача (фельдшеры, акушерки), должны проходить такой этап аккредитации, как решение ситуационных задач только в рамках первичной специализированной аккредитации (п. 33 Положения). Примечание: ранее указанные лица должны были решать ситуационные задачи не только в рамках первичной специализированной аккредитации, но и в рамках первичной аккредитации.

Кроме того, определено, что результат решения ситуационных задач должен формироваться на основании процента (а не как ранее – количества) правильных ответов на вопросы, содержащиеся в ситуационных задачах (примечание: обращаем внимание, что такая система формирования результатов будет действовать для оценки решения ситуационных задач в рамках первичной аккредитации как лиц со средним, так и с высшим образованием).

Так, теперь аккредитационная подкомиссия должна будет оценивать результат прохождения аккредитуемым указанного этапа аккредитации как (п. 43 Положения № 334н):

  • «сдано» – при результате правильных ответов 70 % и более (ранее было 17 или более);
  • «не сдано» – при результате правильных ответов 69% или менее (ранее было 16 или менее).

Отметим, что указанное изменение носит формальный характер, поскольку фактически данные проценты соответствуют тому же количеству правильных ответов, которое и прежде было достаточно или недостаточно для прохождения аккредитации.

Примечание: внесение всех представленных выше изменений было предусмотрено изначально и проектом поправок в Положение.

Изменения для лиц с высшим образованием

Уточнено, что в рамках первичной специализированной аккредитации ситуационные задачи должны будут решать все лица, имеющие высшее медицинское или высшее фармацевтическое образование, а в рамках первичной аккредитации – только лица, получившие высшее медицинское образование по одной из специальностей укрупненной группы специальностей «Клиническая медицина» (например, Педиатрия, Кардиология, Стоматология общей практики и пр.) (п. 33 Положения № 334н).

Примечание: ранее решать ситуационные задачи как в рамках первичной, так и в рамках первичной специализированной аккредитации должны были только лица, получившие высшее медицинское образование по одной из специальностей укрупненной группы специальностей «Клиническая медицина». А лица с высшим фармацевтическим образованием ситуационные задачи не должны были решать вовсе.

Кроме того, в рамках первичной специализированной аккредитации для лиц с высшим образованием этап решения ситуационных задач объединен с этапом оценки практических навыков (умений) в симулированных условиях в единый этап, названный «практико-ориентированный этап» (примечание: в первоначальной версии проекта поправок в Положение указанный этап предлагалось назвать «профессиональный экзамен»).

Правила прохождения указанного практико-ориентированного этапа и правила учета его результатов утверждены в новых пунктах 43.1. и 43.2. Положения № 334н и являются следующими: комплектование набора практических заданий в целях оценки практических навыков (умений) в симулированных условиях и ситуационных задач в рамках проведения практико-ориентированного этапа будет осуществляться с использованием информационных систем автоматически из Единой базы оценочных средств.

Число практических заданий и ситуационных задач в рамках проведения практико-ориентированного этапа подлежит установлению отдельно для каждой медицинской или фармацевтической специальности Координационным советом Минздрава РФ по кадровой политике по предложению Методического центра аккредитации специалистов.

При этом суммарное число практических заданий и ситуационных задач для каждой медицинской или фармацевтической специальности должно быть не менее 5. На выполнение одного практического задания одному аккредитуемому отводится 10 минут, а на решение одной ситуационной задачи, содержащей 12 вопросов, – 30 минут.

Результат выполнения практико-ориентированного этапа будет формироваться с использованием информационных систем автоматически на основании процента правильно выполненных практических действий от общего количества практических действий в практических заданиях и правильных ответов на вопросы, содержащиеся в ситуационных задачах.

На основании результата выполнения практико-ориентированного этапа аккредитационная подкомиссия должна будет оценивать результат прохождения аккредитуемым данного этапа аккредитации как:

  • «сдано» – при результате 70% или более правильно выполненных практических действий от общего количества практических действий и правильных ответов при решении ситуационных задач (при условии их включения в практико-ориентированный этап)*;
  • «не сдано» – при результате 69% или менее правильно выполненных практических действий от общего количества практических действий и правильных ответов при решении ситуационных задач (при условии их включения в практико-ориентированный этап)*.

*Из указанных формулировок («при условии их включения»), а также из формулировки п. 33 Положения № 334н (в котором указано, что в рамках практико-ориентированного этапа проводится оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях и (или) решение ситуационных задач) следует, что при прохождении первичной специализированной аккредитации лицами с высшим медицинским и высшим фармацевтическим образованием оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях может проводиться не всегда. Но, при этом, пока что неясно при каких условиях такая оценка может не проводиться, а при каких условиях она будет необходима в обязательном порядке.

Отметим, что данные формулировки присутствовали и в проекте поправок в Положение, вызывая указанные вопросы и ранее, однако регулятор не сделал каких-либо уточнений. Напомним, что ранее оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях являлась обязательной как в рамках первичной, так и в рамках первичной специализированной аккредитации.

Об изменениях в части периодической аккредитации

Согласно новой редакции п. 33 Положения теперь периодическая аккредитация будет включать в себя только один этап – оценку портфолио. Ранее же в рамках периодической аккредитации, на ряду с предоставлением портфолио, требовалось проходить тестирование.

Отметим, что изначально (т.е. на проектной стадии поправок в Положение) указанного изменения предусмотрено не было.

Примечание: напомним, что портфолио формируется аккредитуемым самостоятельно (в случае указания в портфолио сведений об освоении образовательных программ указываемые сведения должны быть подтверждены соответствующими документами об образовании и (или) о квалификации) (п. 44 Положения). По результатам оценки портфолио аккредитационная подкомиссия принимает решение о прохождении аккредитуемым данного этапа аккредитации «сдано» или «не сдано» на основе соответствия уровня квалификации и дополнительного профессионального образования требованиям к осуществлению профессиональной деятельности по специальности (п. 45 Положения).
telegram kormed
Вам также будет интересно
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1750 статей.