logo
24 декабря 2019

В положение об аккредитации специалистов готовятся очередные изменения

logo
В положение об аккредитации специалистов готовятся очередные изменения

Уважаемые читатели!

Информируем Вас о том, что Минздравом РФ подготовлен проект очередных изменений в Положение об аккредитации специалистов, утвержденное Приказом Минздрава России от 02.06.2016 № 334н (далее – Положение № 334н).

Указанные изменения касаются правил прохождения первичной аккредитации и первичной специализированной аккредитации специалистов*.

*Примечание: аккредитация специалиста может осуществляться в следующих трех формах (п. 4 Положения № 334):
  • Первичная аккредитация — проводится в отношении лиц, завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского образования, высшего фармацевтического образования, среднего медицинского образования, среднего фармацевтического образования, иного образования, имеющих документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых устанавливаются Минобрнауки РФ, либо МГУ или СПГУ;
  • Первичная специализированная аккредитация — проводится в отношении лиц, завершивших освоение программ подготовки кадров высшей квалификации и дополнительных профессиональных программ (профессиональная переподготовка), а также лиц, получивших образование на территории иностранного государства;
  • Периодическая аккредитация — проводится в отношении лиц, завершивших освоение профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации.

Об изменениях для лиц со средним медицинским образованием

Проектом предлагается установить, что лица, получившие среднее медицинское образование после 01.01.2020, на которых могут быть возложены функции лечащего врача (фельдшеры, акушерки) должны проходить такой этап аккредитации, как решение ситуационных задач только в рамках первичной специализированной аккредитации (согласно же действующей редакции п. 33 Положения № 334н указанные лица должны решать ситуационные задачи не только в рамках первичной специализированной аккредитации, но и в рамках первичной аккредитации).

Кроме того, проектом предложено уточнить, что результат решения ситуационных задач формируется на основании процента (а не как сейчас – количества) правильных ответов на вопросы, содержащиеся в ситуационных задачах.

Так, в настоящее время установлено, что на основании результата решения ситуационных задач аккредитационная подкомиссия оценивает результат прохождения аккредитуемым данного этапа аккредитации как (п. 43 Положения № 334н):

  • «сдано» - при результате правильных ответов 17 или более (а будет 70 % и более);
  • «не сдано» - при результате правильных ответов 16 или менее (а будет 69% или менее).

Отметим, что указанное изменение носит формальный характер, поскольку фактически предложенные в проекте проценты соответствуют тому же количеству правильных ответов, которое достаточно или недостаточно для прохождения аккредитации в настоящее время.

Об изменениях для лиц с высшим медицинским и фармацевтическим образованием

Согласно изменениям, предложенным в проекте, в рамках первичной специализированной аккредитации ситуационные задачи должны будут решать все лица, имеющие высшее медицинское или высшее фармацевтическое образование, а в рамках первичной аккредитации – только лица, получившие высшее медицинское образование по одной из специальностей укрупненной группы специальностей «Клиническая медицина» (например, Трансфузиология, Педиатрия, Дерматовенерология, Кардиология, Стоматология общей практики и пр.) (п. 33 Положения № 334н).

Напомним, что в настоящее время решать ситуационные задачи как в рамках первичной, так и в рамках первичной специализированной аккредитации должны только лица, получившие высшее медицинское образование по одной из специальностей укрупненной группы специальностей «Клиническая медицина», а лица с высшим фармацевтическим образованием ситуационные задачи не должны решать вообще.

Кроме того, этап решения ситуационных задач фактически предложено объединить с этапом оценки практических навыков (умений) в симулированных условиях в единый этап, названный «профессиональный экзамен».

Примечание: в пояснительной записке к проекту указано, что проект «устанавливает новые подходы к проведению второго и третьего этапа аккредитации специалистов лиц, завершивших обучение по программам ординатуры».

Однако из непосредственной редакции проекта следует, что правила, касающиеся прохождения второго и третьего этапов аккредитации, а именно, оценки практических навыков (умений) в симулированных условиях и решения ситуационных задач в рамках профессионального экзамена касаются не только выпускников ординатуры, но и иных лиц с высшим медицинским и высшим фармацевтическим образованием, проходящих первичную специализированную аккредитацию (т.е. лиц, прошедших профессиональную переподготовку, а также лиц, получивших образование за границей).

Так, правила прохождения указанного профессионального экзамена и правила учета его результатов предложено установить в новых пунктах 43.1. и 43.2. Положения № 334н. Указанные правила являются следующими:

Профессиональный экзамен будет включать в себя сочетание оценки практических навыков (умений) в симулированных условиях и решения ситуационных задач.

Комплектование набора практических заданий в рамках оценки практических навыков (умений) в симулированных условиях и ситуационных задач должно будет устанавливаться отдельно для каждой медицинской или фармацевтической специальности Координационным советом Минздрава РФ по кадровой политике по предложению Методического центра аккредитации специалистов. При этом суммарное число практических заданий и ситуационных задач для отдельной медицинской или фармацевтической специальности должно быть не менее пяти.

На выполнение одного практического задания одному аккредитуемому должно отводиться 10 минут, а на решение одной ситуационной задачи, содержащей 12 вопросов, - 30 минут.

Результат выполнения профессионального экзамена будет формироваться с использованием информационных систем автоматически на основании процента правильно выполненных практических действий от общего количества практических действий в практических заданиях и процента правильных ответов на вопросы, содержащихся в ситуационных задачах.

На основании результата выполнения профессионального экзамена аккредитационная подкомиссия должна будет оценивать результат прохождения аккредитуемым данного этапа аккредитации как:

  • «сдано» - при результате 70% или более правильно выполненных практических действий от общего количества практических действий и при результате 70% или более правильных ответов при решении ситуационных задач (при условии их включения в профессиональный экзамен*);
  • «не сдано» - при результате 69% или менее правильно выполненных практических действий от общего количества практических действий и (или) при результате 69% или менее правильных ответов при решении ситуационных задач.

*Из указанной формулировки, а также из предложенной в проекте новой формулировки п. 33 Положения № 334н следует, что при прохождении первичной специализированной аккредитации лицами с высшим медицинским и высшим фармацевтическим образованием оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях может проводиться не всегда. Но, при этом, пока что неясно при каких условиях такая оценка может не проводиться, а при каких условиях она будет необходима в обязательном порядке. Напомним, что на сегодняшний день оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях является обязательной как в рамках первичной, так и в рамках первичной специализированной аккредитации.

Будьте в курсе всех новостей.
Подписывайтесь на новости.
Комментарии 0
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1700 статей.
Комментарии