У радости лицензиата век короткий: Минздрав хочет вернуть требования к руководителям медорганизаций
С 1 сентября должно вступить в силу новое Положение о лицензировании медицинской деятельности, которое порадовало профессиональное сообщество отменой лицензионных требований к образованию и стажу руководителей медорганизаций и ИП. Напомним, документ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 г. № 852, далее – новое Положение о лицензировании, вообще исключает квалификационные требования, предъявляемые к руководству медорганизации и ИП. Теперь же, судя по проекту подготовленных изменений, Минздрав спохватился и с 1 марта 2022 года это решение намерен изменить. Соответствующий документ размещен на федеральном портале нормативных правовых актов, его публичное обсуждение завершится 3 сентября 2021 года.
Квалификационные требования к руководителям медицинских организаций в рамках лицензирования – это тот гештальт, который Минздрав, по всей видимости, закроет нескоро. Этот вопрос в разное время вызывал бурные обсуждения в профессиональной среде. И порой они принимали форму довольно экспрессивных инициатив. Так, до принятия нового Положения о лицензировании министерство подготовило не менее двух проектов изменений в 2018 и 2020 годах.
«Квалификационные инициативы» 2018 и 2020 годов
Например, в проекте 2018 года в руководство медорганизаций хотели привлечь дипломированных юристов, управленцев и менеджеров. О данном проекте мы рассказывали в статье «Минздрав предлагает изменить лицензионные требования к медицинской деятельности». Однако в дальнейшем от этой идеи отказались. Тем более, что ВС РФ в одном из своих определений (от 19.09.2018 г. № 308-КГ18-13416) подтвердил законность судебного решения о необходимости наличия у руководителя медорганизации именно медицинского образования.
Поэтому в проекте 2020 года инициатив заменить врача на менеджера уже не наблюдалось (о нем можно почитать в нашей статье «Минздрав предлагает новые лицензионные требования к медицинской деятельности»). В его доработанной версии руководителей медорганизаций и их заместителей обязывали иметь высшее медобразование, свидетельство об аккредитации или сертификат специалиста по ОЗД. А при намерении организации оказывать первичную доврачебную помощь у руководства должно было быть среднее профессиональное образование по программам «Лечебное дело», «Акушерское дело» или «Сестринское дело» и дополнительное профобразование по программам переподготовки по специальности «Организация сестринского дела», либо бакалавриат по сестринскому делу и магистратура по направлению «Управление сестринской деятельностью» со свидетельством об аккредитации или сертификатом специалиста по необходимой специальности.
Проследить подробно, как менялась позиция регулятора по квалификационным требованиям можно в таблице.
Таблица
Должности | Требования к квалификации работников по проекту от 15.11.2018 | Требования к квалификации работников по проекту от 08.09.2020 (доработанному) | Лицензионные требования к квалификации работников (ПП РФ от 16.04.2012 № 291) | Лицензионные требования к квалификации работников (ПП РФ от 01.06.2021 № 852) | Требования к квалификации работников по проекту Минздрава РФ от 16.08.2021 |
---|---|---|---|---|---|
Руководитель медорганизации |
ЛИБО
При намерении осуществлять доврачебную помощь:
ЛИБО
Требования к стажу:
|
При намерении осуществлять первичную доврачебную помощь:
ЛИБО
Требования к стажу:
|
Требования к стажу:
|
Не предъявляются |
При намерении осуществлять первичную доврачебную помощь:
ЛИБО
Требования к стажу:
|
Заместители руководителей медорганизаций |
Для заместителей, ответственных за осуществление меддеятельности:
При намерении осуществлять доврачебную помощь:
ЛИБО
Требования к стажу:
|
Для заместителей, ответственных за осуществление меддеятельности:
При намерении осуществлять первичную доврачебную помощь:
ЛИБО
Требования к стажу:
|
Для заместителей, ответственных за осуществление меддеятельности:
Требования к стажу:
|
Не предъявляются |
Для заместителей, ответственных за осуществление меддеятельности:
При намерении осуществлять первичную доврачебную помощь:
ЛИБО
Требования к стажу:
|
Индивидуальные предприниматели |
При намерении осуществлять доврачебную помощь:
ЛИБО
Требования к стажу:
|
При намерении осуществлять доврачебную помощь:
ЛИБО
Требования к стажу:
|
При намерении осуществлять доврачебную помощь:
Требования к стажу:
|
Не предъявляются |
При намерении осуществлять первичную доврачебную помощь:
Требования к стажу:
|
И снова здравствуйте: очередные новые требования Минздрава
В настоящее время действует Положение о лицензировании, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291. Обязательными лицензионными требованиями для руководителя медорганизации, его заместителей, руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление меддеятельности, без обозначения специальностей сегодня являются наличие высшего медобразования, послевузовского и (или) дополнительного образования, сертификатов специалиста, а также сертификатов в зависимости от профилей медорганизации (организация здравоохранения и общественное здоровье или социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы).
А для ИП – наличие высшего медобразования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалифтребованиями, и сертификата специалиста. При намерении осуществлять доврачебную помощь ИП должен иметь среднее медицинское образование и сертификат специалиста по соответствующей специальности.
Кроме того, указанные лица должны иметь стаж работы по специальности не менее 5 лет – при наличии высшего медицинского образования и не менее 3 лет – при наличии среднего медицинского образования.
С 1 сентября начнет действовать уже новое Положение о лицензировании (о нем мы рассказывали ранее в этой статье). Как отмечено выше, квалификационных требований к руководителям медорганизаций и ИП оно не содержит.
Однако в августе настоящего года Минздрав России предложил внестиизменения, по которым историю с образованием и стажем работы руководителей планируется вернуть. В случае принятия изменений в этой части они начнут действовать с 1 марта 2022 года.
По проекту изменений регулятор предлагает установить для лицензиатов (соискателей) следующие требования к образованию:
-
Руководитель медорганизации, его заместители, руководители структурного подразделения иной организации, ответственные за осуществление меддеятельности должны иметь высшее медобразование, аккредитацию или сертификат специалиста по организации здравоохранения и ОЗД или по управлению сестринской деятельностью (если речь идет о больнице (доме) сестринского ухода, хосписа). Если медорганизация планирует оказывать первичную доврачебную помощь, руководитель обязан окончить бакалавриат по направлению «Сестринское дело» с аккредитацией или сертификатом специалиста «Управление сестринской деятельностью» либо СПО с аккредитацией или сертификатом специалиста по специальности «Организация сестринского дела».
В настоящее время при лицензировании работы кабинета забора крови (сестринское дело) соискатель лицензии или лицензиат обязан иметь в штате руководителя с высшим медицинским образованием и сертификатом по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье». В случае принятия данного проекта клинике (кабинету) будет достаточно специалиста с высшим сестринским образованием, поскольку спектр услуг ограничивается доврачебной помощью. - Руководители организации системы госсанэпиднадзора и их заместители, ответственные за медицинскую деятельность, обязаны быть с высшим медобразованием, обладать аккредитацией или сертификатом специалиста, а также получить дополнительное профобразование по социальной гигиене и организации госсанэпидслужбы.
- Руководители структурного подразделения медорганизации, осуществляющего меддеятельность, смогут занять эту должность, если у них есть высшее образование и аккредитация или сертификата специалиста по необходимой для выполнения услуг специальности, а также документ о дополнительном профобразовании (повышение квалификации) по организации здравоохранения и ОЗД.
- К ИП также предъявляются требования о высшем медобразовании, об аккредитации или сертификате специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных работ (услуг), а при намерении осуществлять первичную доврачебную помощь – о наличии среднего медобразования и аккредитации или сертификата специалиста по соответствующей специальности.
Что касается требований к стажу работы, то предлагается установить старые нормы:
- для лиц с высшим медобразованием – не менее 5 лет работы по специальности;
- для лиц со средним медобразованием – не менее 3 лет работы по специальности.
Несмотря на это, полагаем, даже указанные поправки будут далеко не последними в части определения качественного состава образовательных компетенций руководителей медорганизаций. Их эффективность будет оценена, как обычно, опытным путем.
Соединить красное с квадратным
Помимо планов о возврате требований к руководству медорганизаций и ИП Минздрав России отличился еще одной довольно спорной инициативой.
Объединение в одну общую услугу позиций «организация здравоохранения и общественное здоровье» и «эпидемиология» еще с момента принятия нового Положения о лицензировании вызвало недоумение в медицинском сообществе. Тогда новый Перечень работ (услуг), составляющих меддеятельность, явил миру позицию «организация здравоохранения и общественное здоровье, эпидемиология» без какого-либо внятного разъяснения, чем вызвал справедливые вопросы. Были даже предположения о возможной технической описке, поскольку эпидемиология является абсолютно самостоятельной медицинской услугой.
Однако в последнем проекте Минздрав России, вероятно, считая, что внесет большую ясность, предлагает установить тождество между двумя названными позициями в Перечне тождественных работ (услуг):
организация здравоохранения и общественное здоровье | организация здравоохранения и общественное здоровье, эпидемиология |
---|---|
эпидемиология |
Представляется, что медорганизации, которые имеют лицензии ТОЛЬКО на услугу «организация здравоохранения и общественное здоровье» (каких большинство) ИЛИ на услугу «эпидемиология», до 1 сентября 2022 года должны будут переоформить лицензию на деятельность в виде «организации здравоохранения и общественного здоровья, эпидемиологии». Отсюда вопрос: необходимо ли будет медорганизации брать на работу врача-эпидемиолога? Или же появится новая объединяющая эти две услуги специальность?
На сегодняшний день регулятор не разработал никаких документов или изменений в акты, которые свидетельствовали бы о таком развитии событий. Напротив, еще в прошлом году Минздрав подготовил проект приказа «Об установлении требований к организации и выполнению работ (услуг) по эпидемиологии», в котором специальность врача-эпидемиолога указана в качестве отдельной единицы, без каких-либо дополнительных приписок по организации здравоохранения и общественному здоровью.
Более того, сегодня действует приказ Минздрава РФ от 08.10.2015 № 707н, который предусматривает две отдельные специальности «эпидемиология» и «организация здравоохранения и общественного здоровья». Также в настоящее время Минздравом России утверждены отдельные требования к организации выполнению работ (услуг) по организации здравоохранения и общественному здоровью (приказ от 29.12.2020 № 1399н).
В итоге проект изменений в указанной части вызывает больше вопросов, чем ответов и требует разъяснений Минздрава.
Долой иные новшества порядка лицензирования
Кроме того, проектом изменений в Положение предлагается:
- Исключить норму о выдаче выписки из реестра лицензий на бумажном носителе за плату (п. 20 нового Положения). Отметим, что этот пункт также содержит положение о бесплатной выдаче выписки из реестра лицензий в форме электронного документа, поэтому исключение данного пункта полностью оставляет данный процесс (выдачу выписок из реестра) без правового регулирования.
- Исключить из Перечня работ (услуг), составляющих меддеятельность, позицию «реабилитационное сестринское дело», поскольку в прежнем перечне она не подпадала под лицензируемую деятельность;
- Заменить процедуру переоформления лицензий на процедуру внесения изменений в реестр лицензий.
- исключить норму о проведении лицензионных проверок соблюдения требований, касающихся ЕГИСЗ, с использованием данной системы.
В случае принятия проекта поправки вступят в силу с 1 марта 2022 года. Однако изменения в Перечень работ (услуг), составляющих меддеятельность, в части «реабилитационного сестринского дела» и «организации здравоохранения и общественного здоровья, эпидемиологии» планируют ввести в действие с 1 сентября 2021 года.
Еще более 1750 статей.