Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти
18 декабря 2023

Предельный срок перехода на клинические рекомендации отложен на год – что это значит для врачей?

4091

Госдума приняла в третьем чтении поправки к Закону об охране здоровья: дедлайн перехода на новые клинические рекомендации сдвигается на 1 января 2025 года. Скорее всего, за этим последует и внесение коррективов в этапы перехода на КР. Причин переноса срока можно назвать сразу несколько, мы предлагаем читателю выбрать, какая стала решающей. Повлияет ли изменение на медицинскую деятельность – разбирается «Факультет медицинского права».

Феномен переноса

Это уже не первый перенос: новые клинические рекомендации (КР) собирались полноценно внедрять то с 2022, то с 2024, а теперь – с 2025 года. Главное, что для медорганизаций столь резонансная отсрочка почти ни на что не влияет – применение КР необходимо уже давно.

Судя по всему, сдвигая сроки, законодатель дает время Минздраву на доработку проектов КР, которые еще не утверждены. Ведь изначально переключиться до 1 января 2024 года требовалось именно на КР, разработанные и одобренные по новой процедуре.

Правила поэтапного перехода на вновь утвержденные КР, о которых мы уже писали, пока не менялись. По ним КР «третьего этапа», размещенные в рубрикаторе Минздрава России после 1 июня 2022 года, применяются с 1 января 2024 года. Именно с последним сроком был напрямую связан и срок, определенный в Законе об охране здоровья как предельный – 1 января 2024 года. Теперь, когда его переносят на 1 января 2025 года, стоит ждать, что третий этап сместится также на год. Об этом должно будет появиться постановление Правительства.

Однако первые два этапа ввода клинреков уже пройдены, поэтому применять соответствующие КР нужно и критически важно для врача и пациента, вне зависимости от того, что пишут в некоторых СМИ о «переносе применения».

Причины переноса срока перехода на вновь одобренные клинреки очевидны. Можно назвать сразу несколько, а читателю мы предлагаем выбрать на свой вкус, какая является решающей.

  • Неготовность учреждений. Медорганизации, особенно в регионах, не готовы к переходу на новые КР. Понимание того, что их соблюдение фактически так же обязательно, как соблюдение закона, подкрепляется и большим количеством судебных дел. Однако условий для реализации всех положений КР зачастую нет. В первую очередь из-за ограниченности бюджетных средств.
  • Неготовность КР. Переход на клинреки до 2024 года предполагал разработку и согласование новых КР сообразно всем этапам и правилам, включая экспертизу ЦЭККМП Минздрава России и одобрение Научно-практического совета Минздрава России (НПС). Проблема возникла как с разработчиками КР, так и с регулятором. Первые не слишком спешили с созданием проектов КР (исключением стали онкологи, сдавшие весь объем КР в 2019–2020 годах), вторые – с экспертизой и рассмотрением. В 2022–2023 годах возросла активность разработчиков, но ресурс регулятора остался недостаточным. Это привело к фактическому коллапсу системы: сотни КР «встали в очередь» на экспертизу и одобрение. Регламентные сроки были сорваны, а КР – заблокированы. Коснулось это и апдейтов КР, большинство из которых устарело прямо в процессе обновления, точнее – попытки его осуществить. Так, за 2022–2023 годы примерно из 100 проектов КР по онкологии только 21 дошел до НПС, 8 – одобрены. В других отраслях дело обстоит не лучше. В итоге к 2024 году оказалось, что переходить, в общем-то, не на что. 

  • Неготовность системы. До сих пор остается проблемой отсутствие гармонизации между КР, стандартами медицинской помощи и программой госгарантий. Современная регуляторика предполагает синхронизацию этих документов и бюджетное обеспечение соблюдения КР. Однако фактически новые КР не были ни просчитаны, ни учтены при формировании бюджета и программы госгарантий. Пока не будет синхронизации и соответствующего финансирования, система здравоохранения не сможет перейти на безукоризненное соблюдение КР.

Можно назвать и больше причин. Но кажется, что куда важнее работать над решением проблемы, чем рассуждать над предпосылками неудач или заминок.

Рекомендации обязательны – спорить бессмысленно

Об обязательности КР мы сказали уже немало. Но сейчас, догадываемся, многие будут поднимать вопрос их применения «до 2025 года». Предвосхитим вопрос ответом: применять клинреки, которые уже одобрены в рамках первых двух этапов перехода, нужно.

В сентябре мы публиковали разбор решения Верховного Суда РФ, который счел КР обязательным документом при осуществлении медицинской деятельности. Да и до этого решения суды уже отмечали, что несоблюдение КР является дефектом оказания медпомощи. В материале мы подробно пояснили, почему вывод именно таков.

telegram kormed

Ч. 1.1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в действующей редакции (далее – Закон об охране здоровья).

Разработчиками КР выступают медицинские профессиональные некоммерческие организации.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 13.07.2023 №8Г-5769/2023, определение Судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 02.11.2023 №8Г-24236/2023.