Очередные изменения порядка применения контрольно-кассовой техники
Уважаемые читатели, информируем Вас о том, что законодателем был внесен ряд серьезных изменений в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 54-ФЗ, ККТ – соответственно)) (наименование данного закона было изменено, ранее оно было следующим: «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа»).
К числу же наиболее значимых изменений, которые могут касаться и работы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, относятся следующие:
Скорректированы нормы ФЗ № 54-ФЗ, связанные с расчетами между организациями и индивидуальными предпринимателями, а именно:
№ | Суть изменения | Комментарии ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА |
---|---|---|
1. |
Изменено понятие расчетов. В новой редакции ст. 1.1 ФЗ № 54-ФЗ под расчетами понимается:
прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке* за товары, работы, услуги, прием ставок (…), а также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги
|
Напомним, что согласно ч. 1 ст. 1.2 ФЗ № 54-ФЗ ККТ, включенная в реестр ККТ, применяется на территории России в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов (за исключением случаев, установленных ФЗ № 54-ФЗ).
Ранее в ФЗ № 54-ФЗ было указано, что расчеты – это прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа* за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.
*Примечание:
Понятие прием и выплата денежных средств в безналичном порядке шире понятия прием или выплата денежных средств с использованием электронных средств платежа и более соответствует положениям о расчетах, установленным главой 46 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) (в ней указано, что расчеты могут производиться наличными деньгами или в безналичном порядке).
Отметим, что под безналичными расчетами в ГК РФ (ч. 3 ст. 861) понимаются расчеты, осуществляемые путем перевода денежных средств банками и иными кредитными организациями с открытием или без открытия банковских счетов в порядке, установленном законом и принимаемыми в соответствии с ним банковскими правилами, и договором.
Безналичные расчеты могут осуществляться в форме расчетов платежными поручениями, расчетов по аккредитиву, по инкассо, чеками, а также в иных формах, предусмотренных законом, банковскими правилами или применяемыми в банковской практике обычаями (например, ч. 5 ст. 1.2 ФЗ № 54-ФЗ предусмотрена такая форма безналичных расчетов, как расчеты в безналичном порядке, исключающие возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов, с применением устройств, подключенных к сети «Интернет» и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов).
А под электронным средством платежа понимаются средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в т.ч. платежных карт, а также иных технических устройств (п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»).
То есть получается, что электронное средство платежа является одним из способов осуществить безналичный расчет.
Отметим, что в связи с включением в понятие расчеты большего количества операций рамки действия ФЗ № 54-ФЗ значительно расширились, поскольку ФЗ № 54-ФЗ определяет правила применения ККТ при осуществлении расчетов в РФ
|
2. | ||
Уточнено, что ККТ не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением | В предыдущей редакции ч. 9 ст. 2 ФЗ № 54-ФЗ было указано, что ККТ не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателям | |
Введены специальные реквизиты для кассового чека/бланка строгой отчетности, сформированного при осуществлении расчетов между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями с использованием наличных денег и (или) с предъявлением электронных средств платежа (указанию подлежат и общие реквизиты, названные в ч. 1 ст. 4.7 ФЗ № 54-ФЗ).
Такими специальными реквизитами являются следующие (ч. 6.1 ст. 4.7 ФЗ № 54-ФЗ)
|
Указанная норма вступает в силу с 1 июля 2019 года | |
3. | Установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ при осуществлении расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, обязаны обеспечить передачу покупателю кассового чека (бланка строгой отчетности (далее – БСО)) одним из следующих способов (ч. 5.3 ст. 1.2 ФЗ № 54-ФЗ):
|
Данное нововведение не относится к случаям, указанным в ч. 5. и 5.1 ст. 1.2 ФЗ № 54-ФЗ.
Таким случаем, в частности, является осуществление расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов, с применением устройств, подключенных к сети «Интернет» и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом либо автоматическим устройством для расчетов (в указанном случае установлена обязанность обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или БСО на бумажном носителе пользователем может не печататься)
|
4. |
Установлено, что до 1 июля 2019 года организации и индивидуальные предприниматели вправе не применять ККТ и не выдавать (направлять) БСО при (ч. 4 ст. 4 ФЗ № 192-ФЗ):
|
|
5. | Скорректированы нормы ФЗ № 54-ФЗ, связанные с регистрацией/снятием с регистрации ККТ, в т.ч.: | |
Установлено, что датой регистрации ККТ, перерегистрации ККТ, снятия ККТ с регистрационного учета считается дата формирования налоговым органом соответственно карточки регистрации ККТ и карточки о снятии ККТ с регистрационного учета, выдаваемых (направляемых) пользователю в течение 10 рабочих дней с даты подачи соответствующего заявления (ч. 7 ст. 4.2 ФЗ № 54-ФЗ) | Ранее срок выдачи (направления) карточки составлял 5 рабочих дней с даты подачи соответствующего заявления) | |
Введена норма о том, что что ККТ снимается налоговыми органами с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии ККТ с регистрационного учета в случае внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности юридического лица или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ч. 18 ст. 4.2 ФЗ № 54-ФЗ) | ||
6. |
Определен перечень действий, которые необходимо предпринять в случае поломки фискального накопителя ККТ, исключающей возможность считывания всех фискальных данных, которые должны храниться в его памяти, и формирования отчета о закрытии фискального накопителя.
В частности, указано, что в таком случае пользователь предоставляет изготовителю фискальный накопитель для проведения его экспертизы и получения заключения изготовителя фискального накопителя о причинах такой поломки. Пользователь в течение 5 рабочих дней со дня поломки фискального накопителя подает заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ или заявление о снятии ККТ с регистрационного учета в отношении ККТ, в составе которой применялся такой фискальный накопитель) (ч. 8.1 ст. 4.2 ФЗ № 54-ФЗ)
|
Обращаем внимание, что в период, когда ККТ не работает, осуществлять расчеты не допускается (поскольку ФЗ № 54-ФЗ предписывает применять ККТ при осуществлении расчетов в обязательном порядке, а исключений из данного правила, связанных с поломкой ККТ, ФЗ № 54-ФЗ не предусматривает) |
7. | Утверждена новая норма, согласно которой кассовый чек коррекции (БСО коррекции) формируется пользователем в целях исполнения обязанности по применению ККТ в случае осуществления ранее таким пользователем расчета без применения ККТ либо в случае применения ККТ с нарушением требований законодательства РФ о применении ККТ (ч. 4 ст. 4.3 ФЗ № 54-ФЗ) | |
8. | Установлено, что отчет о закрытии фискального накопителя формируется только после передачи ККТ в налоговые органы через оператора фискальных данных всех фискальных документов, сформированных таким фискальным накопителем, которые должны были быть переданы в налоговые органы через оператора фискальных данных, и получения ККТ подтверждения оператора фискальных данных в отношении всех этих фискальных документов (ч. 5.1 ст. 4.3 ФЗ № 54-ФЗ) | |
9. | К обязанностям Минфина России была отнесена дача письменных разъяснений налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства РФ о применении ККТ (ч. 9 ст. 1.2 ФЗ № 54-ФЗ) |
В завершение отметим, что указанные изменения стали продолжением реформы системы осуществления расчетов и применения ККТ в России, которая началась в 2016 году с внесением ряда существенных изменений в ФЗ № 54-ФЗ Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ. Подробнее об этом Вы можете прочитать в статье Факультета Медицинского Права «С 2017 года информация о наличных расчетах должна передаваться в ФНС через Интернет».
Еще более 1750 статей.