logo
24 августа 2016

С 2017 года информация о наличных расчетах должна передаваться в ФНС через Интернет

logo

С 2017 года информация о наличных расчетах должна передаваться в ФНС через ИнтернетКак известно, применение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт регулируется Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – ФЗ № 54).

С 15 июля 2015 года указанный закон действует в новой редакции. Стоит отметить, что ФЗ № 54 изменился весьма серьезно.

Для начала отметим, что в новой редакции рассматриваемого закона появилось принципиальное отличие от старой редакции. Заключается оно в изменении схемы взаимодействия организации или индивидуального предпринимателя, применяющего контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов, и налогового органа. С 15 июля 2015 года информация о наличных расчетах будет передаваться в налоговые органы через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». Осуществляться такая передача должна при помощи так называемых операторов фискальных данных, задачей которых является обработка фискальных данных.

Далее отметим, что в новой ст. 1.2 ФЗ № 54 определены правила применения ККТ. Среди них отметим важное:

  • При осуществлении расчета организация или индивидуальный предприниматель, применяющие ККТ при осуществлении расчетов (далее – пользователь) обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).
  • В случае, указанном в п. 7 ст. 2 ФЗ № 54 (в соответствии с которым в отдаленных от сетей связи местностях, указанных в соответствующем перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ, пользователи могут применять ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных), пользователь обязан выдать покупателю (клиенту) кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе без его направления покупателю (клиенту) в электронной форме.
  • Кассовый чек или бланк строгой отчетности, полученные покупателем (клиентом) в электронной форме и распечатанные им на бумажном носителе, приравниваются к кассовому чеку или бланку строгой отчетности, отпечатанным ККТ на бумажном носителе, при условии, что сведения, указанные в таком кассовом чеке или таком бланке строгой отчетности, идентичны направленным покупателю (клиенту) в электронной форме кассовому чеку или бланку строгой отчетности (ч. 4 ст. 1.2 ФЗ № 54).
  • Пользователи при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети «Интернет» и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов (далее - расчеты с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет»), обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается (ч. 5 ст. 1.2 ФЗ № 54-ФЗ)

Далее законодатель определил особенности применения ККТ (ст. 2 ФЗ № 54). Здесь свое внимание мы остановим только на том, что согласно ч. 5 ст. 2 ФЗ № 54 аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, могут не применять ККТ (указанные организации обязаны применять ККТ только в том случае, если они используют для осуществления расчетов автоматическое устройство для расчетов, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами).

В ст. 3 ФЗ № 54 установлены порядок ведения реестра контрольно-кассовой техники и реестра фискальных накопителей. Отметим, что ведение реестра контрольно-кассовой техники и реестра фискальных накопителей осуществляет уполномоченный орган – ФНС.

В дополнение отметим, что Постановлением Правительства РФ от 23.01.2007 № 39 утверждены Правила ведения Государственного реестра контрольно-кассовой техники и требования к его структуре и составу сведений.

Требования к самой ККТ изложены в ст. 4 ФЗ № 54. Стоит отметить, что по сравнению с предыдущей редакцией ФЗ № 54 требования к ККТ весьма расширены. Помимо этого, не стоит забывать, что аналогичные требования изложены в п. 3 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 предъявляет большинство аналогичных требований к ККТ, включенной в Государственный реестр.

Также в новой редакции ФЗ № 54 утверждены требования и к фискальному накопителю (ст. 4.1); порядок регистрации, перерегистрации и снятия с регистрационного учета ККТ (ст. 4.2); порядок и условия применения ККТ (ст. 4.3).

Остановим свое внимание на изменениях, коснувшихся обязанностей пользователей и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих расчеты (ст. 5 ФЗ № 54-ФЗ):

  • Установлено, что пользователь обязан иметь договор с оператором фискальных данных на обработку фискальных данных (за исключением случая, предусмотренного п. 7 ст. 2 ФЗ № 54-ФЗ (о нем упомянуто выше в правилах применения ККТ)), соответствующим установленным требованиям и получившим разрешение на обработку фискальных данных.
  • Согласно ч. 4 ст. 5 ФЗ № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, а также пользователи обязаны предоставлять информацию и документы в электронной форме в соответствии с законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники в налоговые органы через кабинет ККТ (за исключением случая, предусмотренного п. 7 ст. 2 ФЗ № 54-ФЗ) в случаях, в порядке и в сроки, которые установлены уполномоченным органом.
Nota bene!!! НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, внесенные в ФЗ № 54-ФЗ БУДУТ ВВОДИТЬСЯ ПОЭТАПНО.

В частности, в соответствии со ст. 7 ФЗ № 290-ФЗ установлено следующее:

  • до 1 февраля 2017 года положения ФЗ № 54-ФЗ об обязательной передаче фискальных данных в налоговые органы через оператора фискальных данных применяются организациями и индивидуальными предпринимателями в добровольном порядке;
  • до 1 февраля 2017 года организации и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять регистрацию ККТ в порядке, установленном ФЗ № 54-ФЗ в редакции, действовавшей до вступления в силу ФЗ № 290-ФЗ (15.07.2016) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. При этом ККТ, зарегистрированная в налоговых органах до 01.02.2017, применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета организациями и индивидуальными предпринимателями также в порядке, установленном ФЗ № 54-ФЗ в редакции, действовавшей до вступления в силу ФЗ № 290-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, до 1 июля 2017 года;
  • с 1 февраля 2017 года организации и индивидуальные предприниматели, обратившиеся с заявлением о регистрации (перерегистрации) ККТ в налоговые органы, обязаны заключить договор с оператором фискальных данных и осуществлять передачу фискальных данных в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных (за исключением случая, указанного в п. 7 ст. 2 ФЗ № 54-ФЗ;
  • до 1 июля 2018 года организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, могут не применять в составе таких торговых автоматов ККТ.

Ужесточена административная ответственность в сфере применения ККТ.

С 15 июля 2016 года неприменение ККТ в установленных законодательством РФ о применении ККТ случаях влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от ¼ до ½ размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;
  • на юридических лиц - от ¾ до 1 размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей.

Также ст. 14.5 КоАП РФ дополнена новыми составами административных правонарушений, связанных с нарушениями правил применением ККТ. В частности, административная ответственность введена за:

  • применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением установленных законодательством РФ о применении ККТ порядка регистрации ККТ, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ) (положения указанной статьи применяются с 01.02.2017);
  • непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством РФ о применении ККТ (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ);
  • ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении ККТ покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством РФ о применении ККТ (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ);
  • подачу организацией недостоверных сведений при соискании разрешения на обработку фискальных данных (ч. 9 ст. 14.5 КоАП РФ);

Также ст. 14.5 КоАП РФ дополнена Примечанием, в соответствии с которым лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им ККТ в случаях, установленных законодательством РФ о применении ККТ, либо о применении им ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении им ККТ с нарушением установленных законодательством РФ порядка регистрации ККТ, порядка, сроков и условий перерегистрации ККТ и порядка ее применения и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 2, 4 и 6 ст. 14.5 КоАП РФ, если соблюдены в совокупности следующие условия:

  • на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
  • представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.
Будьте в курсе всех новостей.
Подписывайтесь на новости.
Комментарии 0
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1750 статей.
Комментарии