logo
21 марта 2017

Об утверждении сроков проведения прокурорской проверки и изменениях в правилах ее осуществления

logo

Об  утверждении сроков проведения прокурорской проверки и изменениях в правилах ее осуществленияФакультет Медицинского Права информирует своих читателей о том, что 18 марта 2017 года вступают в силу важнейшие поправки в Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – ФЗ № 2202-1), которыми, в частности:

  • впервые официально определены сроки, в течение которых руководитель или иной уполномоченный представитель организации обязан предоставлять по требованию прокурора документы, справки, информацию и другие материалы или их копии;
  • утвержден перечень информации, документов и материалов, которые прокурор не вправе требовать у организации;
  • изменены правила осуществления прокуратурой проверок в рамках надзора за исполнением законов и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (далее – проверка) (в том числе, установлены сроки проверки, порядок приостановления и возобновления проверки, порядок проведения повторной проверки в связи с теми же фактами, которым по итогам ранее проведенной проверки уже была дана или должна была быть дана правовая оценка, а также порядок и срок составления акта по результатам проверки, если в ходе проверки нарушений закона не выявлено).

Названные изменения были утверждены Федеральным законом от 07.03.2017 № 27-ФЗ.

О введении сроков удовлетворения требований прокурора

Из ч. 1 ст. 6 ФЗ № 2202-1 следует, что требования, предъявляемые прокурором для реализации своих полномочий (в том числе, при осуществлении проверок в рамках надзора за исполнением законов и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями организаций), являются обязательными для исполнения в установленный срок.

При этом, на протяжении длительного времени, названный срок установлен не был (в то время, как ч. 3 ст. 6 ФЗ № 2202-1 предусмотрено, что за неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, законодательством установлена ответственность).

Данный пробел в правовой регламентации вызывал большое количество практических сложностей для всех сторон прокурорской проверки.

В связи с этим, в ФЗ № 2202-1 были внесены соответствующие изменения, утвердившие сроки для удовлетворения требований прокурора о предоставлении организацией статистической и иной информации, документов (в том числе электронных документов, подписанных электронной подписью в соответствии с законодательством РФ), справок и других материалов или их копий, необходимых при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций.

Таким образом, в соответствии с новой редакцией ст. 6 ФЗ № 2202-1 указанные требования прокурора должны быть удовлетворены в следующие сроки:

  • в течение 5 рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю организации – при осуществлении, например, проверок в рамках надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (данный срок является общим, ниже представлены случаи, при которых установлены иные сроки) (ч. 2 ст. 6 ФЗ № 2202-1);*
  • в течение 2 рабочих дней с момента предъявления требования прокурора - в ходе проведения проверок исполнения законов (ч. 2 ст. 6 ФЗ № 2202-1);*
  • в течение суток с момента поступления требования прокурора (ч. 2.1 ст. 6 ФЗ № 2202-1):
    • при наличии угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства;
    • при наличии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

*Примечание: В требовании прокурора о предоставлении материалов, документов и информации, в случаях, указанных в ч. 2 ст. 6 ФЗ № 2202-1 могут быть установлены более длительные сроки. Кроме того, прокурор может принять решение об установлении нового срока для представления организацией затребованных информации, документов, материалов или их копий в том случае, если проверяемая организация в течение сроков, указанных в ч. 2 ст. 6 ФЗ № 2202-1, уведомляет прокурора в письменной форме с изложением объективных причин о невозможности представления затребованных информации, документов и пр.

Об информации, документах и материалах, которые прокурор не вправе требовать у организации

Введено положение о том, что прокурор не вправе требовать у организации (по общему правилу) (ч. 2.3 ст. 6 ФЗ № 2202-1):

  • информацию, документы и материалы или их копии в рамках проведения проверки, не обусловленные целями указанной проверки и (или) не относящиеся к предмету указанной проверки;
  • информацию, документы и материалы или их копии, которые передавались органам прокуратуры в связи с ранее проведенной проверкой либо которые официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальном сайте органа (официальном сайте организации, создание которого предусмотрено ее учредительными документами) (далее - сайт организации) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».*

При этом, следует учитывать, что в некоторых случаях (установленных ч. 2.5 ст. 6 ФЗ № 2202-1) проверяемая организация все же обязана представить указанные информацию, документы и пр. (например, при получении требования прокурора, связанного с необходимостью проведения исследования, специальной экспертизы для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проводимой проверки).

Об изменениях, внесенных в правила осуществления прокурорских проверок исполнения законов и соблюдения прав и свобод человека и гражданина

Согласно изменениям, внесенным в ч. 2 ст. 21 и ч. 2 ст. 26 ФЗ № 2202-1 проведение проверки исполнения законов (как и проведение проверки соблюдения прав и свобод человека и гражданина) будет осуществляться на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов (нарушения прав и свобод человека и гражданина), требующих принятия мер прокурором, только в том случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Установлено, что решение о проведении проверки принимается прокурором (или его заместителем) и должно содержать в обязательном порядке сведения о ее целях, основаниях и предмете (ч. 3. ст. 21 ФЗ № 2202-1).

Принятое решение о проведении проверки должно быть доведено до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемой организации не позднее дня начала проверки.

Кроме того, определено, что в случае, если в ходе проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемой организации иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор (или его заместитель) принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемой организации не позднее дня его принятия (ч. 3 ст. 21 ФЗ № 2202-1).

Также введено право прокурора (его заместителя) на неоднократную приостановку проверки. Основания, по которым такая приостановка может быть осуществлена, определены в ч. 6 ст. 21 ФЗ № 2202-1 (например, при необходимости проведения длительных исследований, специальных экспертиз для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проверки, если срок их проведения выходит за пределы срока проведения указанной проверки).

При этом, в ч. 7 ст. 21 ФЗ № 2202-1 установлен общий максимальный срок приостановлений проведения проверки - не более 6 месяцев (однако данный срок может быть продлен еще на 6 месяцев по решению Генерального прокурора РФ или уполномоченного им заместителя Генерального прокурора РФ).

Возобновление проведения проверки осуществляется решением прокурора или его заместителя в случае прекращения оснований, установленных в ч. 6 ст. 21 ФЗ № 2202-1.

О сроках осуществления проверки

Сообщаем, что ч. 4 ст. 21 ФЗ № 2202-1 впервые был определен срок проведения проверки - не более 30 календарных дней со дня начала проверки (при этом, в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, срок проведения проверки может быть продлен (не более чем на 30 календарных дней - по решению прокурора или его заместителя и еще на 30 календарных дней – по решению Генерального прокурора РФ или уполномоченного им заместителя Генерального прокурора РФ).

Обращаем внимание, что в соответствии с вновь введенной ч. 9 ст. 21 ФЗ № 2202-1 в срок проведения проверки не включается:

  • срок, на который указанная проверка была приостановлена;
  • срок между датой окончания сроков для представления необходимых информации, документов и материалов или их копий, установленных абз. 1 ч. 2 и ч. 2.1 ст. 6 ФЗ № 2202-1 и датой их представления;
  • срок, установленный абз. 2 ч.2 ст. 6 ФЗ № 2202-1 (новый срок, установленный прокурором для предоставления запрашиваемых материалов, информации и документов в случае, если проверяемая организация уведомила прокурора о невозможности представления указанных информации, документов, материалов в установленный ранее срок).

Подробная информация обо всех изменениях ФЗ № 2202-1, вступающих в силу 18 марта 2017 представлена в статье Факультета Медицинского Права «Об изменениях в регламентации порядка и сроков проведения прокурорской проверки»

Будьте в курсе всех новостей.
Подписывайтесь на новости.
Комментарии 0
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1650 статей.
Комментарии