О требованиях к размещению медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения
Конституцией РФ закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. А право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи. Данная норма закреплена в ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323).
Помимо этого, доступность и качество медицинской помощи является одним из основных принципов охраны здоровья (ст. 4 ФЗ № 323). В свою очередь ст. 10 ФЗ № 323 доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в частности:
- установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;
- транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Требования к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения утвердил Минздрав РФ своим приказом от 27.02.2016 № 132н (далее – Приказ № 132н). Данный нормативный правовой акт вступает в силу 15 апреля 2016 года. Отметим, что подобные требования законодателем утверждены впервые.
Сегодня Факультет Медицинского Права расскажет о том, какие же требования были утверждены Минздравом РФ.
- Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в экстренной форме (за исключением станций скорой медицинской помощи, отделений скорой медицинской помощи поликлиник (больниц, больниц скорой медицинской помощи), размещаются с учетом транспортной доступности, не превышающей 60 минут;
- Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь в неотложной форме, размещаются с учетом транспортной доступности, не превышающей 120 минут;
- Место расположения и территория обслуживания станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи поликлиники (больницы, больницы скорой медицинской помощи) устанавливаются с учетом численности и плотности населения, особенностей застройки, состояния транспортных магистралей, интенсивности автотранспортного движения, протяженности населенного пункта, с учетом 20-минутной транспортной доступности;
- Медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь в населенных пунктах с численностью населения свыше 20 тыс. человек, размещаются с учетом шаговой доступности, не превышающей 60 минут.
Медицинские организации, включенные в номенклатуру медицинских организаций, утвержденную Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 г. № 529н, необходимо размещать исходя из условий, видов, форм оказания медицинской помощи и рекомендуемой численности обслуживаемого населения. Законодатель выделил требования к размещению указанных медицинских организаций в отдельную таблицу.
Так, например, необходимо создавать:
- 1 станцию скорой медицинской помощи при численности обслуживаемого населения 50 тыс. человек;
- 1 поликлинику на 20-50 тыс. человек;
- 1 детскую поликлинику на 10-30 тысяч детей;
- 1 участковую больницу на 5-20 тыс. человек;
- 1 городскую больницу на 20-300 тыс. человек;
- 1 инфекционную больницу – не менее 1 на субъект РФ и др.
Еще более 1750 статей.