Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти
14 декабря 2018

Новые правила организации и проведения контрольной закупки

6272

Новые правила организации и проведения контрольной закупки

Кратко о контрольной закупке

Контрольная закупка (далее – КЗ) – это мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

Напомним, что контрольная закупка может проводится только при одновременно наличии следующих условий:

  • Проведение контрольной закупки установлено федеральным законом, регулирующих организацию и осуществление отдельного вида государственного контроля (надзора);
  • Наличие какого-либо из оснований, установленных для проведения внеплановых проверок.

Подробнее о контрольной закупке читайте в нашей статье – «Новое о контрольной закупке и дополнительном основании для проведения внеплановой проверки».

В настоящее время контрольная закупка проводится в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Подробнее – «Контрольную закупку будут проводить в рамках надзора в области защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического надзора». Что касается проведения контрольной закупки в рамках контроля в сфере охраны здоровья, который осуществляет Росздравнадзор, то данный вопрос находится на стадии рассмотрения законодателем (с проектом поправок можно ознакомиться по ссылке.

О новых правилах

Первого декабря 2018 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 21.11.2018 № 1398 «Об утверждении Правил организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора)» (далее – Правила).

Правила определяют порядок принятия решения о проведении контрольной закупки либо внеплановой проверки, а также особенности и порядок проведения контрольной закупки.

Правила подготовлены во исполнение ч. 9 ст. 16.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ № 294), которая гласит, что порядок принятия решения о проведении контрольной закупки либо внеплановой проверки, особенности и порядок проведения контрольной закупки устанавливаются Правительством РФ.

Контрольная закупка или внеплановая проверка

Согласно ч. 3 ст. 16.1 ФЗ № 294 контрольная закупка проводится по основаниям, предусмотренным для проведения внеплановых выездных проверок. Таким образом, что для проведения внеплановой проверки, что для проведения контрольной закупки, основания идентичные.

Однако ФЗ № 294 не поясняет, каким образом выбор делается в одних случаях в пользу внеплановой проверки, а в других – в отношении контрольной закупки.

Теперь пункт 3 Правил определяет, что контрольная закупка проводится в том случае, если никак иначе нельзя оценить соблюдение обязательных требований. В иных случаях принимается решение о проведении внеплановой проверки.

При этом, Правила не конкретизируют, каким образом определяется возможность либо невозможность оценки соблюдения требований. Видимо, решение будет приниматься по «внутреннему убеждению» должностного лица органа гос. контроля.

Пункт 3 Правил также определяет, что положениями о видах федерального гос. контроля, при организации которых применяется риск-ориентированный подход, для определения необходимости проведения контрольной закупки может быть предусмотрено использование индикаторов риска нарушения обязательных требований. Только как их будут использовать – тоже не совсем понятно. Отметим, что индикаторы риска по видам контроля, которые проводятся в отношении медицинских организаций, пока не предусмотрены.

Принятие решения о проведении контрольной закупки

На основании п. 4 Правил для проведения контрольной закупки уполномоченное должностное лицо органа гос. контроля вносит руководителю (его заместителю) мотивированное представление о проведении контрольной закупки с обоснованием наличия оснований ее проведения, а также возможности оценки соблюдения требований только в рамках контрольной закупки согласно п. 3 Правил.

При согласии с мотивированным представлением руководитель (его заместитель) принимает решение о проведении контрольной закупки. При этом, далее в пункте 7 Правил идет указание, что контрольная закупка проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя (заместителя). Ввиду чего становится не совсем ясно – речь идет об одном акте (решение в форме приказа) или о двух: решение и приказ.

Кроме этого, Правила совсем не упоминают о сроках принятия решения после поступления мотивированного представления.

Способы проведения контрольной закупки

Правила устанавливают, что контрольная закупка проводится способами, применяемыми потребителями при приобретении товаров (работ, услуг) и совершении соответствующих сделок с юр. лицам и ИП.

Контрольная закупка может проводится способами, исключающими непосредственный контакт потребителя с работниками (представителями) юр. лица или ИП – дистанционная контрольная закупка. К таким способам относятся: использование сетей почтовой связи, сетей электросвязи, сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции теле и (или) радиоканалов.

Требования к приказу

Согласно п. 7 Правил, типовая форма приказа о проведении контрольной закупки устанавливается Министерством экономического развития РФ. По состоянию на начало декабря 2018 года форма еще не утверждена.

В пункте 8 Правил обозначено, что должен содержать приказ о проведении контрольной закупки. Помимо базовых сведений (наименование органа, ФИО должного лица, основание для проведения, дата и т.д.) приказ должен содержать:

  • Сведения о товарах (работах, услугах,), подлежащих приобретению в ходе контрольной закупки, способах их закупки и оплаты;
  • Сведения о применении фото- и киносъемки, а также видеозаписи;
  • Сведения о согласовании проведения контрольной закупки с органами прокуратуры или об извещении органов прокуратуры о проведении КЗ;
  • При проведении дистанционной контрольной закупки указывается информация, позволяющая идентифицировать место проведения КЗ (сайт в интернете, адрес электронной почты, номер телефона и т.д.);
  • Иные сведения, если таковые будут предусмотрены типовой формой.

При этом, Правила ничего не упоминают про свидетелей. Часть 5 ст. 16.1 ФЗ № 294 говорит о том, что контрольная закупка (за исключением контрольной закупки, осуществляемой дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий) должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи. И только в случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации.

Представляется логичным, во-первых, указывать в приказе не «сведения о применении фото- и киносъемки, а также видеозаписи», а сведения о проведении КЗ либо в присутствии двух свидетелей, либо с применением видеозаписи. Во-вторых, в случае необходимости, обозначить уже иные способы фиксации (хорошо бы еще обосновать эту самую «необходимость»).

Поэтому, к сожалению, продолжает оставаться неясной «природа» свидетелей, откуда они «берутся» и кто может ими быть.

Что может должностное лицо про КЗ

Должностное лицо, проводящее контрольную закупку, может:

  • Осуществлять выбор товара (работы, услуги) самостоятельно либо с привлечением работника (представителя) юр. лица или ИП;
  • Подписывать документы, а также совершает иные действия, необходимые для приобретения товаров (работ, услуг);
  • Запрашивать документы и (или) информацию о товаре (работе, услуге), представление которых потребителю предусмотрено законодательством о защите прав потребителей;
  • В необходимых случаях использовать средства фото- и киносъемки, а также видеозаписи.

Завершение контрольной закупки

Пункт 11 Правил определяет, что после завершения контрольной закупки (за исключением дистанционной контрольной закупки) должностное лицо органа гос. контроля:

  • Объявляет о проведении контрольной закупки;
  • Предъявляет служебное удостоверение и приказ о проведении контрольной закупки (ФИО в служебном удостоверении и ФИО должного лица, указанного в приказе, должны совпадать);
  • Передает представителю юр. лица или ИП копию приказа о проведении контрольной закупки.

Объявление о проведении дистанционной контрольной закупки осуществляется путем направления юр. лицу или ИП копии приказа и экземпляра акта о проведении контрольной закупки не позднее чем на следующий рабочий день после дня проведения КЗ.

Ознакомление с приказом

Об ознакомлении с приказом о проведении контрольной закупки и о получении копии приказа (за исключением случаев совершения дистанционной контрольной закупки), представитель юр. лица или ИП осуществляет соответствующую запись в акте о проведении контрольной закупки.

При отказе от ознакомления с приказом и получения копии приказа в акт о проведении контрольной закупки вносятся соответствующие сведения.

Акт о проведении контрольной закупки

Акт о проведении контрольной закупки должен быть составлен не позднее чем через 3 часа после завершения контрольной закупки. В случае проведения дистанционной контрольной закупки – не позднее следующего рабочего дня после ее проведения.

Акт о проведении контрольной закупки подписывается должностным лицом, проводившим контрольную закупку, и свидетелями (в случае их присутствия), а также представляется для подписи представителю юр. лица или ИП (за исключением дистанционной контрольной закупки).

При отказе юр. лица или ИП от подписания акта о проведении контрольной закупки, в акт о проведении контрольной закупки вносятся сведения об отказе от совершения подписи. Экземпляр акта вручается незамедлительно после его составления.

К акту о проведении контрольной закупки прилагаются документы, подтверждающие факт приобретения товаров (работ, услуг), включая кассовые чеки и приравненные к ним бланки строгой отчетности.

Типовые формы актов о проведении контрольной закупки товаров (работ, услуг) устанавливаются органом государственного контроля (надзора).

Отдайте товар, и мы вернем Вам деньги

При проведении контрольной закупки должностное лицо может приобретать товары (работы, услуги) путем наличного либо безналичного расчета. После объявления о проведении контрольной закупки (в том числе при дистанционной контрольной закупке) денежные средства должны быть возвращены путем:

  • Незамедлительного возвращения наличных денежных средств должностному лицу, которое проводило контрольную закупку;
  • Незамедлительного принятия необходимых действий по возврату денежных средств, перечисленных путем безналичных расчетов, на счет, с которого производилась оплата товара (работы, услуги) при контрольной закупке.

Исключение, когда возвращать денежные средства не нужно, составляют случаи:

  • Приобретения товаров в целях их последующих исследований или испытаний (результаты исследований или испытаний товаров направляются проверяемому не позднее следующего рабочего дня после их оформления);
  • Утраты в результате проведения контрольной закупки приобретенным товаром (в частности, пищевой продукцией) потребительских свойств;
  • Несения юр. лицом или ИП расходов в связи с проведением работ или оказанием услуг в рамках контрольной закупки.

Приобретенные в ходе КЗ товары (за исключением вышеуказанных случаев) возвращаются юр. лицу или ИП. Товары не возвращаются в случае их изъятия или ареста в рамках применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении или изъятии товаров в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Результаты работы или услуги, в отношении которых была проведена контрольная закупка (если это возможно по их характеру), возвращаются работнику (представителю) юр. лица или ИП. Весьма интересно, каким образом органы планируют возвращать «результаты услуг».

Работы или услуги, которые не были выполнены (оказаны) к моменту завершения контрольной закупки, выполнению (оказанию) не подлежат.

При дистанционной контрольной закупке возврат товаров (работ/услуг, если это возможно) осуществляется в порядке, аналогичном порядку, применяемому юр. лицами и ИП при совершении сделок с потребителями.

Если обнаружены нарушения

В случае выявления при проведении контрольной закупки нарушений обязательных требований юр. лицом или ИП, должностное лицо:

  • Если требуется дополнительная оценка соблюдения обязательных требований – обеспечивает организацию проведения внеплановой выездной проверки по тому же основанию в порядке, установленном ФЗ № 294;
  • Если выявлены основания для возбуждения дела об административном правонарушении – принимает меры по привлечению к административной ответственности, за исключением вышеобозначенного случая.

В завершение…

Таким образом, в связи с утверждением Правил стало возможно реальное проведение контрольной закупки. Советуем организациям и ИП, в отношении которых может быть проведена контрольная закупка, внимательно ознакомиться с новыми Правилами. Нарушение органом гос. контроля (его должными лицами) данных Правил является основанием для обжалования результатов в суде.

telegram kormed
Вам также будет интересно
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1750 статей.