logo
logo
18 сентября 2018

Контрольную закупку будут проводить в рамках надзора в области защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического надзора

logo
Контрольную закупку будут проводить в рамках надзора в области защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического надзора

Уважаемые читатели!

Информируем Вас о том, что с 30 августа 2018 года при проведении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора проверяющие органы могут осуществлять контрольную закупку.

Указанное нововведение было произведено Постановлением Правительства РФ от 18.08.2018 № 967 путем внесения соответствующих изменений в:

  • Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 02.05.2012 № 412;
  • Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476.

Отметим, что возможность проведения контрольной закупки в рамках указанных видов федерального государственного надзора ранее (а точнее, в апреле 2018 года) была также зафиксирована на уровне федерального законодательства. Соответствующие поправки были внесены Федеральным законом от 18.04.2018 № 81-ФЗ в:

  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ № 294-ФЗ;
  • Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Обращаем внимание, что законодатель предусмотрел одну особенность при осуществлении контрольной закупки в рамках надзора в области защиты прав потребителей и в рамках санитарно-эпидемиологического надзора, а именно: при осуществлении данных видов надзора контрольная закупка продукции может быть проведена контрольным органом незамедлительно с одновременным извещением органа прокуратуры (ч. 4.1 ст. 16.1 ФЗ № 294-ФЗ) (примечание: в остальных же случаях, при осуществлении иных видов надзора, контрольная закупка проводится только по предварительному согласованию с органами прокуратуры (ч. 4 ст. 16.1 ФЗ № 294-ФЗ). При этом, напомним, что сами проверяемые организации и индивидуальные предприниматели о предстоящей контрольной закупке заранее не уведомляются - это общее правило, которое распространяется и на проверки в рамках надзора в области защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического надзора).

Вкратце о контрольной закупке

Основные положения о контрольной закупке содержатся в ст. 16.1 ФЗ № 294-ФЗ.

Напомним, что данная статья (и, соответственно, возможность проведения контрольной закупки) была введена с 1 января 2017 года (при этом, на самом деле контрольная закупка не является новым мероприятием по контролю - указанный метод применялся в России и ранее (однако, более 10 лет назад)).

Контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям (ч. 1 ст. 16.1 ФЗ № 294-ФЗ).

Проведение контрольной закупки допускается исключительно при одновременном наличии двух следующих условий (ч .2-4 ст. 16.1 ФЗ № 294-ФЗ):

  • Возможность проведения контрольной закупки установлена федеральным законом, регулирующим организацию и осуществление отдельного вида государственного контроля (надзора);
  • Наличие какого – либо из оснований, установленных для проведения внеплановых выездных проверок (ч. 2 ст. 10 ФЗ № 294-ФЗ). Исчерпывающий перечень таких оснований установлен в ч. 2 ст. 10 ФЗ № 294-ФЗ. К таковым, в частности, относятся:
    • Истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
    • Мотивированное представление должностного лица органа государственного или муниципального контроля (надзора) по результатам рассмотрения или предварительной проверки поступивших обращений и заявлений граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из СМИ о фактах причинения вреда жизни или здоровью граждан или о фактах возникновения угрозы причинения такого вреда;
    • Приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Отметим также, что проведение контрольной закупки может быть предусмотрено положением о федеральном государственном контроле (надзоре) с применением риск-ориентированного подхода (в зависимости от отнесения деятельности проверяемого лица и (или) используемых им производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности).

Будьте в курсе всех новостей.
Подписывайтесь на новости.
Комментарии 0
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1650 статей.
Комментарии