Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти
28 марта 2025

Мониторинг законодательства 20.03.2025 – 26.03.2025

248

Нормативные правовые акты:

  1. Правительство обновило правила получения «подъемных» военными медиками.
    Единовременные компенсационные выплаты получат медики, которые выполнят одно из следующих условий:

    • трудоустраиваются в медорганизацию впервые и не имеют неисполненных обязательств по договору с Минобороны РФ о целевом обучении;
    • продолжают трудовые отношения с той же медорганизацией и уже исполнили обязательства по договору с Минобороны РФ о целевом обучении.

    Для этого медработнику необходимо заключить трудовой договор на условиях полного рабочего дня. Продолжительность рабочего времени должна соответствовать ст. 350 ТК РФ (39 часов). Ранее Правила таких условий не предусматривали.

    Еще одно нововведение – разрешен однократный перевод на другую работу с сохранением выплат за медработником. Одно из условий – это должен быть перевод в медорганизацию, расположенную в населенном пункте с населением до 50 тысяч человек либо на территории отдельной воинской части, находящейся за пределами населенного пункта.

    Постановление Правительства РФ от 18.03.2025 № 330 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 2023 г. № 738».

  2. Одна вместо двух: обновлена форма федерального статистического наблюдения о наркологической помощи.
    Росстат обновил форму федерального статистического наблюдения о наркологической помощи № 11. Ранее нужно было заполнять еще и форму № 37, содержащую сведения о пациентах, больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией. Теперь она утрачивает силу, а часть данных перенесена в обновленную форму № 11.

    Форма включает 7 разделов и указания по ее заполнению, среди них: сведения о числе заболеваний наркологическими расстройствами, зарегистрированных у пациента впервые в жизни; о движении пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением психиатра-нарколога; о пациентах, получивших специализированную наркологическую помощь в стационарных условиях и другие.

    Срок сдачи формы в органы местного самоуправления – до 20 января. Эта обязанность возложена на государственные и муниципальные медорганизации, а также подразделения медорганизаций, которые: оказывают наркологическую медицинскую помощь, имеют лицензию на оказание специализированной медицинской помощи и оказывают медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях.

    Приказ Росстата от 10.03.2025 № 116 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения № 11 «Сведения о заболеваниях наркологическими расстройствами» и указаний по ее заполнению».

  3. Детям-инвалидам будут устанавливать целевые реабилитационные группы.
    Минтруд утвердил методику определения целевых реабилитационных групп детей-инвалидов в зависимости от преимущественного вида стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.

    Среди основных критериев определения групп: нарушения психических функций II, III либо IV степени выраженности (в диапазоне от 40 до 100 %) в результате умственной отсталости или специфических расстройств психологического развития, общих расстройств психологического развития, органических расстройств и других.

    Если ребенку-инвалиду определят несколько ЦРГ, то комплексная реабилитация и абилитация будут проходить в соответствии с любой из установленных групп с учетом его особенностей.

    Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23.12.2024 № 717н «Об утверждении методики определения целевых реабилитационных групп детей-инвалидов в зависимости от преимущественного вида стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности, общности подходов к организации и содержанию предоставляемых им услуг по комплексной реабилитации и абилитации».

  4. Регулятор разработал методические основы для корпоративных программ укрепления здоровья.
    Минздрав представил Руководство по разработке, внедрению и оценке эффективности корпоративных программ «Модельные корпоративные программы и практики укрепления здоровья работающих».

    На центры общественного здоровья и медицинской профилактики возложена задача по оказанию консультативной помощи при разработке корпоративных программ, в том числе путем ознакомления работодателей с имеющимися ресурсами: модельными корпоративными программами, библиотекой успешных практик, доказавших свою эффективность на предприятиях.

    На предприятиях рекомендовано создавать рабочие группы, в состав которых входят руководители, работники служб управления персоналом и охраны труда медицинской службы.

    Предусмотрен пошаговый алгоритм организации профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения.

    Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2025 г. О направлении руководства по разработке, внедрению и оценке эффективности корпоративных программ «Модельные корпоративные программы и практики укрепления здоровья работающих».

  5. Вступили в силу обновленные правила исследований биологических лекарств в ЕАЭС.
    Документом введён ряд требований к качеству, доклиническим и клиническим аспектам разработки и изучения лекарственных препаратов:

    • на основе соматических клеток человека;
    • содержащих генетически модифицированные клетки.

    К производственным процессам определен ряд требований, в том числе:  подробное описание производства активной фармацевтической субстанции и соматотерапевтического лекарственного препарата, описание вида манипуляции, необходимой для обработки клеток, и физиологической функции клеток, составление блок-схемы всего процесса и другие.

    Решение Совета ЕЭК от 22 января 2025 г. № 13 «О внесении изменения в Правила проведения исследований биологических лекарственных средств Евразийского экономического союза».

Проекты нормативных правовых актов:

  1. Пациент всегда прав? Госдума предложила штрафовать за оскорбление медиков.
    Госдума предложила ввести штраф за оскорбление медицинского или фармацевтического работника. Для граждан размер штрафа может составить от 5 до 20 тыс. руб., для должностных лиц – от 50 до 100 тыс руб., для организаций – от 200 до 500 тыс. руб.

    Размер штрафа при публичном оскорблении работника, в том числе в интернете, для всех категорий предлагают установить кратно выше.

    Поправки планируют внести в КоАП РФ и дополнить его новой статьей. Под оскорблением медицинского или фармацевтического работника в проекте понимается унижение его чести и достоинства при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, выраженное в неприличной форме.

    Необходимость изменений авторы проекта объясняют увеличением случаев агрессии и насилия в отношении медицинских и фармацевтических работников при исполнении ими своих профессиональных обязанностей.

    Одновременно предложено внести изменения в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: статью о правах медиков и фармацевтов предлагают дополнить правом на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности.

    Ранее была инициатива предоставить медработникам скорой помощи бесплатную юридическую помощь по тем же мотивам, но проект так и не был рассмотрен. Подробнее о нем мы писали в этом мониторинге.

    Законопроект № 870325-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за оскорбление медицинских и фармацевтических работников».

    Законопроект № 870302-8 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” в части усиления мер защиты медицинских и фармацевтических работников».

  2. Могут появиться субсидии на покупку ЖНВЛП.
    Законопроект предполагает, что гражданам, чьи если расходы на лекарства, включенные в перечень жизненно важных лекарственных препаратов, превысят 10% совокупного дохода от трудовой деятельности, могут предоставлять субсидии, в том числе в виде компенсации понесенных расходов. Но это правило не будет распространяться на лиц, чей доход в три раза превышает прожиточный минимум в отдельном регионе.

    В законопроекте и пояснительной записке упоминается поправочный коэффициент, равный отношению дохода гражданина к прожиточному минимуму. Но как он будет применяться, документ не конкретизирует.

    Порядок предоставления таких субсидий, по замыслу авторов проекта, должно утвердить Правительство РФ. 

    Законопроект № 874389-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части установления предельного уровня допустимых расходов гражданина на оплату жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств».

  3. Минздрав намерен обновить инструкцию по выдаче заключения о необходимости трансплантации.
    Проектом предложено уточнить состав консилиума врачей центра трансплантации, выдающих медицинское заключение. В консилиум войдут: лечащий врач, хирург (детский хирург, сердечно-сосудистый хирург, торакальный хирург), анестезиолог-реаниматолог, а при необходимости врачи других специальностей.

    Сами консультации и дополнительные обследования будут проводиться на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.

    При этом медицинское заключение не будет выдаваться, если по результатам проведения консультации или дополнительного обследования консилиум врачей центра решил, что трансплантация не нужна или есть противопоказания. Авторы проекта предлагают в таких случаях ограничиться записью в медицинской документации.

    Проект приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении инструкции о выдаче консилиумом врачей медицинской организации медицинского заключения о необходимости трансплантации органов и (или) тканей человека и формы указанного медицинского заключения».

  4. Минздрав опубликовал новые проекты стандарты медицинской помощи.
    • Проект приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении стандарта медицинской помощи детям при тотальном аномальном дренаже легочных вен (диагностика, лечение и диспансерное наблюдение)»;
    • Проект приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении стандартов медицинской помощи детям при синдроме Сезари»;
    • Проект приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении стандарта медицинской помощи детям при болезни «кленового сиропа» (диагностика, лечение и диспансерное наблюдение)»;
    • Проект приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении стандарта медицинской помощи детям при туберкулезе (диагностика и лечение)»;
    • Проект приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении стандарта медицинской помощи взрослым при женском бесплодии (диагностика и лечение)»;
    • Проект приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении стандарта медицинской помощи взрослым при женском бесплодии (применение вспомогательных репродуктивных технологий) (диагностика и лечение)»;
    • Проект приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи взрослым при женском бесплодии (внутриматочная инсеминация) (диагностика и лечение)».
  5. Разработан новый перечень медоборудования для центров здоровья.
    Регулятор разработал перечень медоборудования для оснащения (дооснащения) центров здоровья для взрослых, организованных на базе больниц и поликлиник в рамках федерального проекта «Здоровье для каждого», входящего в состав национального проекта «Продолжительная и активная жизнь».

    Так, в Перечень могут войти:

    • экспресс-анализатор для определения общего холестерина и глюкозы в крови;
    • анализатор окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина (смокелайзер);
    • биоимпедансметр для анализа внутренних сред организма;
    • спирометр, ростомер, динамометр и др.

    Проект приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении перечня оборудования для оснащения (дооснащения) центров здоровья для взрослых в структуре медицинских организаций, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь, а также для оснащения вновь организованных центров здоровья для взрослых на базе отделений (кабинетов) медицинской профилактики в центральных районных больницах, районных больницах, в том числе в удаленных населенных пунктах, федерального проекта «Здоровье для каждого», входящего в состав национального проекта «Продолжительная и активная жизнь».

  6. Минздрав изменит перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований для контроля за медизделиями.
    Предполагается, что единственным индикатором риска станет поступление в течение года заявления от соискателя лицензии о предоставлении или изменении лицензии на техобслуживание медизделий другому лицензиату.

    Исключение продолжит распространяться на случаи техобслуживания для собственных нужд юрлица или ИП и при техобслуживании медизделия с низким потенциальным риском применения.

    Остальные индикаторы риска предложено признать утратившими силу.

    Проект приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации «О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за обращением медицинских изделий, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 июля 2023 г. № 368н».

  7. Минздрав обновил проект Порядка применения клинических рекомендаций.
    В новой версии проекта за врачом по-прежнему остался самостоятельный выбор тактики лечения, а сами клинические рекомендации (КР) не выступают предметом федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности.

    Варианты действий медорганизации в случаях, когда нет возможности оказать медицинскую помощь в соответствии с КР, в обновленном документе остались без изменений:

    • пациенту должны организовать оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий;
    • пациента должны направить в медицинские организации, имеющие такую возможность, в том числе, путем маршрутизации.

    Из проекта исключено указание на то, что КР основаны на анализе научных данных, доступных во время их подготовки, и являются ориентиром для врача.

    Проект приказа Минздрава России «Об утверждении порядка применения клинических рекомендаций».

  8. Регулятор утвердит новый перечень медицинских изделий для оказания помощи паллиативным пациентам на дому.
    Как отмечают разработчики проекта, документ принимается для приведения Перечня в соответствие с Номенклатурной классификацией медицинских изделий, которая формируется в электронном виде по группам и подгруппам медизделий и размещается на официальном сайте Росздравнадзора.

    Ряд изделий исключат по той причине, что соответствующих кодов нет в Номенклатурной классификации и из-за отсутствия кодов вида зарегистрированных медицинских изделий в Государственном реестре.

    В новый перечень войдут анализаторы дыхательной функции и сопутствующие изделия, системы вентиляции легких и сопутствующие изделия, и другие.

    Проект приказа Минздрава России «Об утверждении перечня медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, предоставляемых пациенту при оказании паллиативной медицинской помощи для использования на дому».

telegram kormed
Вам также будет интересно
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1750 статей.