logo
08 сентября 2016

Минздрав утвердил новые критерии оценки качества медицинской помощи

logo

Минздрав утвердил новые критерии оценки качества медицинской помощиВпервые критерии оценки качества медицинской помощи были утверждены Приказом Минздрава России от 07.07.2015 № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» (далее – Порядок № 422ан). С момента вступления в силу данного приказа прошло около года, а уже совсем скоро ему на смену придет новый приказ, определяющий критерии оценки качества медицинской помощи.

Приказом Минздрава России от 15.07.2016 № 520н утверждены новые Критерии оценки качества медицинской помощи (далее – Порядок № 520н), который вступит в силу с 1 июля 2017 года. С этого момента утратит силу Порядок № 422ан.

Экспертиза качества медицинской помощи

Напомним, что критерии оценки качества медицинской помощи применяются при экспертизе качества медицинской помощи, которая проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, а также степени достижения запланированного результата (ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323-ФЗ)).

11 июля 2016 года Факультет Медицинского Права рассказывал своим читателям и подписчикам о том, что для общественного обсуждения был опубликован проект Приказа Минздрава России «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». И вот не прошло и двух месяцев, как данный проект приобрел статус нормативного правового акта, материализовавшись в Приказ Минздрава России от 15.07.2016 № 520н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».

Проанализировав новый нормативный акт Минздрава России, мы пришли к выводу, что основной целью издания Порядка № 520н послужила необходимость создать новые Критерии, соответствующие требованиям ч. 2 ст. 64 ФЗ № 323-ФЗ, а именно: Критерии, сформированные по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.

Заметим, что в действующем пока Порядке № 422ан отсутствует разграничение Критериев качества по группам заболеваний (состояний), в то время как Порядком № 520н такое разграничение предусмотрено.

Структура нового Порядка № 520н

В Порядке № 520н критерии оценки качества медицинской помощи (далее – Критерии), как уже было отмечено выше, разграничены по категориям.

Новые Критерии будут разграничены по:

  • условиям оказания медицинской помощи: в амбулаторных условиях; условиях дневного стационара и стационарных условиях
  • по группам заболеваний (состояний), в том числе:
    • при некоторых инфекционных и паразитарных болезнях;
    • при болезнях крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм;
    • при болезнях эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ;
    • при болезнях системы кровообращения;
    • при заболеваниях органов пищеварения, в том числе болезней полости рта, слюнных желез и челюстей (за исключением зубного протезирования);
    • при беременности, родах и послеродовом периоде;
    • при травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин.

Еще раз подчеркнем, что разграничение Критериев по группам заболеваний (состояний) будет являться нововведением.

При этом в Порядке № 520н выделены Критерии всего по 13 группам заболеваний (состояний), в то время как на практике таких групп значительно больше, что подтверждается, например, «Международной классификацией болезней МКБ-10». Справедливости ради отметим, что в утвержденном Порядке № 520н, в отличии от своего проекта, выделено на одну группу заболеваний больше, законодатель решил добавить группу заболеваний при болезнях уха и сосцевидного отростка.

Кроме того, Критерии по группам заболеваний (состояний) в новом Порядке № 520н определены только в отношении специализированных видов медицинской помощи (а согласно ст. 32 ФЗ № 323-ФЗ медицинская помощь может так же быть первичной, скорой и паллиативной).

Отличия новых Критериев по группам заболеваний от Порядка № 422ан

Факультет Медицинского Права хочет уделить наибольшее внимание Критериям по группам заболеваний.

Напомним, что Критерии в Порядке № 422ан разграничены по условиям оказания медицинской помощи и содержат лишь список заболеваний и состояний, по которым оценка качества медицинской помощи может осуществляться. В Порядке № 520н четко выделено 13 групп заболеваний, для каждой из которых существуют свои критерии (например, выполнен/не выполнен осмотр врачом-специалистом; выполнено/не выполнено то или иное исследование).

Стоит отметить, что список заболеваний и состояний, по которым оценка качества медицинской помощи может осуществляться в рамках Порядка № 422ан более обширен.

Так, например, Порядок № 520н не предусматривает Критериев для врожденных аномалий; деформаций и хромосомных нарушений; для отдельных состояний, возникающих в перинатальном периоде; при медицинской помощи при проведении искусственного прерывания беременности.

При этом в Порядке № 520н разработаны Критерии для такой группы заболеваний, как «симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленных при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированных в других рубриках», но только для одной подгруппы – при оказании специализированной медицинской помощи взрослым при задержке мочи.

Подгруппы заболеваний в Порядке № 520н

Несмотря на то, что Порядком № 520н выделено 13 групп заболеваний, это не означает, что Критерии можно будет применять для всех заболеваний, которые возможно отнести к конкретной группе. А именно, законодатель в каждой группе выделил только несколько заболеваний, для которых и разработал Критерии.

Например, при болезнях глаза и его придаточного аппарата возможно будет применить критерии качества при оказании специализированной медицинской помощи:

  • взрослым при дегенерации макулы и заднего полюса;
  • взрослым и детям при язве роговицы.

То есть при оказании специализированной медицинской помощи при ином заболевании глаза, например, при катаракте, нет возможности применить Критерии Порядка № 520н, несмотря на то, что стандарт медицинской помощи больным с катарактой (при оказании специализированной помощи) давно утвержден (Приказ Минздравсоцразвития России от 21.05.2007 № 349), а заболевание достаточно распространенное.

Мнение Факультета Медицинского Права

В связи с указанным выше, открытым остается вопрос о том, будет ли возможно проводить экспертизу качества медицинской помощи в отношении тех видов медицинской помощи, по которым Критерии не сформированы, то есть по иным группам заболеваний или, например, в отношении скорой медицинской помощи? Данный вопрос встал у нас еще в момент, когда мы ознакомились с проектом данного Порядка. И, в связи с тем, что принятый Порядок № 520н практически ничем не отличается от своего проекта, вопрос все еще актуален.

Возможно, что законодатель считает возможным постоянно вносить поправки в Приказ № 520н, увеличивая тем самым количество групп заболеваний, и тем самым создавая видимость активной деятельности в законотворческой сфере.

Еще одной важнейшей проблемой является то, что из содержания Порядка № 520н следует, что Минздрав стремится «вклеить» все стандарты медицинской помощи в рамки данных Критериев, что, по нашему мнению, как недопустимо, так и практически невозможно. Стандарты медицинской помощи должны нести финансовый смысл и нагрузку, но являться барометром качества медицинской помощи они никак не могут и не должны. Полагаем, что такой подход лишает возможности объективно и всесторонне оценивать качество оказанной медицинской помощи, поскольку источниками доказательной медицинской практики являются не только стандарты медицинской помощи и порядки ее оказания (которые, заметим, с регулярной периодичностью изменяются и утрачивают силу), но и клинические рекомендации (как национальные, так и международные), научные публикации, учебники, справочники, руководства и др.

Отдельно хотелось бы обратить внимание также на то, что в Порядке № 520н существует большое количество некорректных и «неуместных» ссылок на нормативные правовые акты. Например, в пп. «а» п. 2.1. Порядка № 520н (в котором определены критерии оценки качества медицинской помощи в амбулаторных условиях) установлено, что оценке подлежит ведение медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях и дана ссылка на Приказ Минздрава России от 15.12.2014 № 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению», в то время как существуют и иные виды медицинских карт пациентов, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, не говоря уже о том, что медицинская карта, форма которой утверждена данным Приказом Минздрава не адаптирована под детский прием. Существуют и иные некорректные ссылки и положения Порядка № 520н.

Подводя итог, отметим, что Факультет Медицинского Права считает, Порядок № 520н практически ничем не отличается от своего проекта, и в этой связи он требует полного переосмысления и серьезных доработок.

Будьте в курсе всех новостей.
Подписывайтесь на новости.
Комментарии 0
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1750 статей.
Комментарии