Минздрав России во исполнение решения ФАС разработал первые лицензионные требования к осуществлению медицинской деятельности
Новый проект приказа Минздрава России «Об установлении требований к работе (услуге) по эпидемиологии» опубликован на портале проектов НПА. В пояснительной записке к проекту указано, что он разработан для актуализации нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы лицензирования в части установления требований к работе (услуге) по эпидемиологии. При этом в самом тексте проекта отсутствуют ссылки на акты, во исполнение которых разработан названный документ.
Напомним, что пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 (далее – Положение о лицензировании), определено, что Минздравом России устанавливаются требования к организации и выполнению работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в целях лицензирования.
Исходя из сказанного Факультет Медицинского Права предполагает (учитывая пояснительную записку к проекту), что проект является «первой ласточкой» и связан с борьбой ФАС России за прозрачность лицензионных требованиям к работам и услугам, составляющим медицинскую деятельность.
О чем это мы
Напомним, ФАС России установила, что в нарушение, пункта 3 Положения о лицензировании Минздрав России не разработал требования, необходимые для лицензирования медицинских организаций (о таких требованиях речь идет в пункте 3 названного Положения). В результате отсутствует единая система лицензионных требований, предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам, а органы лицензирования субъектов Российской Федерации и органы надзора по своему усмотрению предъявляют требования к медицинским организациям, что приводит к ограничению конкуренции. По итогам рассмотрения дела ФАСом Минздраву было предписано установить указанные требования по каждой медицинской работе (услуге).
Минздрав же ссылался на то, что существует Приказ Минздрава России от 11.03.2013 № 121н, устанавливающий требования к организации и выполнению работ (услуг) составляющих медицинскую деятельность, свою вину не признавал. Однако ФАС апеллировала тем, что упомянутый приказ министерства ничто иное, как расширенный перечень работ и услуг, но никак не требования к их организации. Разбирательства ведомств дошли до суда.
Апелляционный, а позже и Кассационный суд подтвердили выводы ФАС России о том, что неисполнение Минздравом России возложенных на него полномочий привело к ограничению конкуренции. Данная новость также освещалась нами, посмотреть ее можно здесь. А это означает, что на Минздрав России возложена обязанность установить требования к организации и выполнению работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность. По всей видимости, именно поэтому Минздравом и был разработан обсуждаемый проект приказа, так скажем в качестве пробы пера.
Каково же содержание нового проекта
Проектом предлагается утвердить:
- Нормативы количества должностных ставок специалистов, осуществляющих организацию обеспечения эпидемиологической безопасности в медицинских организациях (определены штатные нормативы стационаров и амбулаторий в зависимости от коечного фонда и посещений в смену соответственно);
- Права и обязанности главного специалиста эпидемиолога органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации;
- Права и обязанности заместителя главного врача медицинской организации по обеспечению эпидемиологической безопасности;
- Структура и функции эпидемиологического отдела медицинской организации. Например, определено, что в структуру отдела входят эпидемиологическое отделение (врачи-эпидемиологи и помощники врачей-эпидемиологов медицинской организации) и дезинфекционное отделение (инструкторы-дезинфекторы и дезинфекторы);
- Права и обязанности врача-эпидемиолога лечебно-профилактической медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в условиях стационара;
- Права и обязанности врача-эпидемиолога лечебно-профилактической медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях;
- Права и обязанности помощника врача-эпидемиолога медицинской организации.
Обращаем внимание, что проектом рассматриваемого приказа предлагается признать утратившими силу приложения 9-10 к Приказу Минздрава РФ от 17.09.1993 № 220 «О мерах по развитию и совершенствованию инфекционной службы в Российской Федерации»:
- Рекомендуемые нормы расчета врачей-эпидемиологов и помощников эпидемиолога в лечебно-профилактических учреждениях;
- Положение о враче-эпидемиологе стационара;
- Положение о враче-эпидемиологе амбулаторно-поликлинического учреждения;
- Положение о помощнике эпидемиолога лечебно-профилактического учреждения.
Комментарии ФМП
Интересно заметить, что требования, содержащиеся в рассматриваемом Проекте приказа Минздрава, некоторыми своими приложениями (в частности приложения 5-7 о правах и обязанностях врача-эпидемиолога и помощника врача-эпидемиолога) скорее напоминают должностную инструкцию с описанием квалификационных требований к сотруднику, занимающему определенную должность, нежели лицензионные требования к медицинской организации, планирующей выполнять услуги, работы по эпидемиологии.
Напомним, что ФАС в своем докладе упоминает: «… Минздрав России не установил, как это предписано пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, требований к организации и выполнению работ (услуг) в целях лицензирования, то есть лицензионных требований, предъявляемых к соискателям лицензий по каждому виду работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в том числе регламентирующих требования к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, медицинским изделиям соискателей, к образованию и стажу руководителей и персонала соискателей, к структуре и штатному расписанию государственных и муниципальных медицинских организаций (пункт 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности)».
В предлагаемом проекте приказа Минздрава России «Об установлении требований к работе (услуге) по эпидемиологии» не отражено требований ни к зданиям и помещениям медицинской организации, ни к медицинским изделиям, ни к стажу персонала, выполняющему работы (услуги) по эпидемиологии. А это означает, что, как и ранее, лицензирующие органы будут применять различные нормативные правовые акты к соискателям лицензий в различных регионах нашей страны.
Пока данные требования первые и находятся на стадии общественного обсуждения, которое продлиться до 3 января 2019 года.
Действительно ли это только первый шаг Минздрава, направленный на установление единых требований для целей лицензирования? Или он ограничится требованиями к услугам по эпидемиологии? Будет ли удовлетворена антимонопольная служба такой работой Минздрава – покажет время. Но на данном этапе сложно констатировать желаемую ФАС плодотворную работу министерства по внедрению единых на всей территории России лицензионных требований.
Еще более 1750 статей.