logo
logo
05 октября 2018

Будет ли в России прозрачная система лицензирования медицинских услуг

logo
Будет ли в России прозрачная система лицензирования медицинских услуг

В конце августа 2018 года Девятый арбитражный апелляционный суд отказал Минздраву России в отмене решения и предписания ФАС России по делу о нарушении Министерством статьи 15 Закона «О защите конкуренции». По оценкам ФАС Минздрав России в нарушение федерального законодательства не разработал требования, необходимые для лицензирования медицинских организаций. В итоге пользуясь правовым вакуумом, органы лицензирования субъектов РФ по своему усмотрению предъявляли не предусмотренные законодательством РФ требования к хозяйствующим субъектам, желающим получить лицензию на оказание тех или иных медицинских услуг, что приводило к ограничению конкуренции на рынке медицинских услуг. Арбитражный суд подтвердил правоту антимонопольного органа. Прокомментируем последствия данного решения.

А мы вас предупреждали

«Война трех титанов» началась еще в 2015 году, когда ФАС опубликовал Доклад о проблемах государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. В нем антимонопольный орган указал, что Росздравнадзор и органы лицензирования самостоятельно и, по – разному, выбирают те или иные нормативные правовые акты и документы, на основании которых выдаются лицензии по каждой услуге, составляющей медицинскую деятельность. Это приводит по факту к тому, что такая лицензионная деятельность и лицензионный контроль находятся вне рамок правового поля.

При этом имеется Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 и Приказ Минздрава России от 11.03.2013 № 121н. Постановление № 291 утверждает Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности…. на территории инновационного центра «Сколково»), в том числе Перечень работ услуг (всего 151 работа/услуга), составляющих медицинскую деятельность и подлежащих лицензированию. В соответствии с пунктом 3 указанного Положения требования к организации и выполнению работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Минздравом России.

Формально такие требования были утверждены Приказом № 121н. Но по факту оказалось, что регулятор вместо исполнения требований пункта 3 Положения № 291, просто расширил Перечень работ (услуг), определенный Положением № 291, предложив соответствующую разблюдовку по видам и условиям оказания медицинской помощи. В итоге на практике, пользуясь правовым вакуумом, органы лицензирования субъектов РФ по своему усмотрению предъявляют, не предусмотренные законодательством РФ требования к хозяйствующим субъектам, желающим получить лицензию на оказание тех или иных медицинских услуг.

Конечно, единые лицензионные требования предусмотрены самим Положением № 291. Однако четкие и ясные требования по каждому виду работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность в нем отсутствуют. Порядки оказания медицинской помощи утверждаются по профилям медицинской помощи, поэтому они не способны заменить собой указанные требования. Более того, с охватом медицинской помощи порядками ее оказания дела обстоят также весьма нехорошо.

Нам солнца не надо, нам партия светит

Справедливости ради стоит отметить еще одну коллизию в лицензионных делах. При оформлении бланка лицензии на медицинскую деятельность лицензирующие органы руководствуются номенклатурой Приказа № 121н, а не Перечнем Положения № 291, что противоречит Постановлению Правительства РФ от 06.10.2011 № 826, утвердившему типовую форму лицензии. Несомненно, целесообразно разносить услуги по видам и условиям оказания медицинской помощи, однако для этого необходимо внести соответствующие изменения в Положение № 291.

Светлое будущее

Глобально все эти замечания были отражены ФАС в Докладе 2015 года, однако Минздрав не торопился вносить какие-либо изменения в существующие реалии. По всей видимости, это и возмутило антимонопольный орган, который решил довести дело до логического завершения и вынес соответствующее решение о нарушении Минздравом закона «О защите конкуренции».

Говоря о результатах «войны титанов» полагаем, что устоявшее в суде решение ФАС России, приведет наконец-то к конструктивным действиям Минздрава и принятию «настоящих» требований к организации и выполнению медицинских услуг в целях лицензирования медицинской деятельности. Без сомнения, предстоит колоссальная работа – это и консолидация всех существующих требований, и определение новых, так как по ряду медицинских услуг (работ) мы имеем сплошное белое пятно. За примерами не надо ходить далеко, достаточно просто пройтись сверху вниз по перечню услуг: авиационная и космическая медицина, акушерство и гинекология (искусственное прерывание беременности), бактериология, вирусология, водолазная медицина, генетика, гигиеническое воспитание, гистология, дезинфектология, рентгенология, мануальная терапия, сексология и далее. Эти и другие услуги лицензируются «на ощупь», а точнее на глазок эксперта без каких-либо жестко установленных требований к их оказанию. Если такая работа будет выполнена должным образом, то мы получим прозрачную для всех участников систему лицензирования, а пациенты дополнительную своеобразную планку качества деятельности медицинских организаций. К сожалению, мы не большие оптимисты и с трудом верим в светлое законодательное будущее, однако будем рады ошибаться.

Будьте в курсе всех новостей.
Подписывайтесь на новости.
Комментарии 1
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1650 статей.
Комментарии