Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти
3 мая 2017

Минздрав разработал приказ о порядке проведения экспертизы качества медицинской помощи вне рамок ОМС

6635

Минздрав разработал приказ о порядке проведения экспертизы качества медицинской помощи вне рамок ОМСУважаемые читатели! 28 апреля 2017 года на сайте Федерального портала проектов нормативных правовых актов был размещен проект Минздрава России «Об утверждении Порядка осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании» (далее – проект Порядка осуществления ЭКМП).

Указанный законопроект медицинское сообщество ждет с января 2012 года, когда понятие «экспертизы качества медицинской помощи» было закреплено в статье 64 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее- ФЗ № 323).

Напомним, что экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выборов методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата (статья 64 ФЗ № 323) и в настоящее время существует в двух формах:

  1. Экспертиза качества медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования. Указанный вид экспертизы имеет четкую правовую регламентацию и проводится в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании (ФЗ от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ», Приказ ФФОМС от 01.12.2010 № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС»).
  2. Экспертиза качества медицинской помощи вне рамок ОМС. В настоящее время данный вид ЭКМП существует за пределами правового поля и никаким нормативным правовым актом (федеральным законом, приказом Минздрава России) не регламентирован (а должен согласно той же статье 64 ФЗ № 323).

Требование о лицензировании ЭКМП

В новом проекте Приказа вообще отсутствует какое-либо положение о том, что органы, которые будут проводить подобную ЭКМП должны иметь соответствующую лицензию. Между тем, экспертиза качества медицинской помощи относится к работам (услугам), составляющим медицинскую деятельность, подлежащих лицензированию на основании Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 291. Ранее ФАС в своем докладе за 2015 год уже обращал внимание на то, что страховые компании, работающие в системе ОМС и Росздравнадзор, проводят экспертизу качества медицинской помощи, незаконно, в отсутствие указанной лицензии.

Сфера ЭКМП

Проектом Приказа предлагается проводить экспертизу качества медицинской помощи при осуществлении двух видов контроля:

  • государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

При этом при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подобную экспертизу предлагается проводить в рамках 2 проверок:

  • проведения проверок соблюдения органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, медицинскими организациями и фармацевтическими организациями прав граждан в сфере охраны здоровья;
  • проведения проверок применения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.

Предлагаемая норма по ЭКМП в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности как раз корреспондируется с положениями двух административных регламентов, утвержденных Приказами Минздрава России от 23.01.2015 № 12н (пп. 6 пункта 38) и от 26.01.2015 № 19н (п.п.4 пункта 41), на основании которых Росздравнадзор осуществляет данные виды проверок.

Таким образом, из проекта приказа видно, что ЭКМП вне рамок ОМС будет проводится только при осуществлении контроля качества и безопасности медицинской деятельности органами надзора:

  • при осуществлении государственного контроля – Росздравнадзором;
  • при осуществлении ведомственного контроля – федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ (Минздравом России, ФМБА, Минздравами, Департаментами, Комитетами здравоохранения субъектов РФ) в подведомственных им медицинских организациях.

Следовательно, иные медицинские организации, осуществляющие ЭКМП, фактически останутся «за бортом», если Минздрав России, конечно, не примет еще одного порядка осуществления экспертизы качества медицинской помощи вне сферы ОМС.

Об экспертах, участвующих в ЭКМП

Что касается экспертов, участвующих в ЭКМП, то новым проектом приказа выделяются две категории экспертов:

  • эксперты, осуществляющие ЭКМП в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
  • лица, осуществляющие ЭКМП в рамках ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Причем первая категория экспертов должна быть в обязательном порядке аттестована в установленном порядке. Данные эксперты привлекаются органами Росздравнадзора к проведению мероприятий по контролю в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». К слову, Порядок аттестации таких экспертов утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.07.2014 № 636, а критерии аттестации экспертов, привлекаемых Росздравнадзором, Приказом указанного органа от 16.03.2015 № 1620.

Что касается второй категории лиц, то проектом нового Порядка осуществления ЭКМП при проведении ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности предлагается привлекать ученых и специалистов, без всяких требований к их уровню образования и стажу работы.

Такая позиция законодателя по отношению к лицам, которые будут осуществлять ЭКМП пусть даже и в рамках ведомственного контроля более чем странна и не совсем понятна. В указанном случае может очевидно встать вопрос о качестве проведения подобной ЭКМП при осуществлении ведомственного контроля.

О сроках ЭКМП

Что касается сроков проведения ЭКМП, то в новом проекте Приказа установлено, что срок проведения ЭКМП не может превышать срок проведения соответствующей проверки.

Что оценивается ЭКМП

Проект Порядка осуществления ЭКМП связывает проведение ЭКМП с критериями оценки качества медицинской помощи, утверждаемым Минздравом России в соответствии с ч.2 ст. 64 ФЗ №323. Так, при проведении ЭКМП на эксперта, специалиста путем проверки соответствия предоставленной пациенту медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи, утверждаемым Минздравом России в соответствии с частью 2 статьи 64 ФЗ № 323 возложена задача:

  • выявлять нарушения при оказании медицинской помощи;
  • оценивать своевременность оказания медицинской помощи;
  • оценивать правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;
  • оценивать степень достижения запланированного результата.

При этом:

  • В случае выявления нарушения при оказании медицинской помощи, в том числе несвоевременности оказания медицинской помощи, неправильности выбора методов профилактики, диагностики и лечения и реабилитации эксперт определяет негативные последствия и лиц, допустивших нарушения.
  • По результатам оценки степени достижения запланированного результата эксперт определяет наиболее значимые нарушения, повлиявшие на исход заболевания.

Об экспертном заключении

Проектом Приказа также установлены требования к экспертному заключению. Так, предлагается среди прочих требований, в заключении обозначать сведения о результатах экспертизы качества медицинской помощи, в том числе о выявленных нарушениях, об их негативных последствиях и о лицах, допустивших указанные нарушения, степень достижения запланированного результата с указанием наиболее значимых нарушений, повлиявших на исход заболевания.

Кроме этого, установлено, что экспертное заключение прилагается к акту проверки, в рамках которой проводилась экспертиза качества медицинской помощи.

В заключении

В заключении хотелось бы отметить, что несмотря на то, что законодатель устраняет очередную брешь в нормативном регулировании вопросов здравоохранения, однако, полагаем, что предлагаемый проект по проведению ЭКМП вне рамок ОМС достаточно сырой и недоработанный. Например, устанавливая обязанность экспертов проводить полное исследование материалов, не ясно, что входит в их перечень, не установлена возможность очного освидетельствования (осмотра) пациента (ведь в некоторых случаях без этого нельзя однозначно установить нарушения при оказании медицинской помощи). Отсюда следует, что выводы экспертов в рамках проводимой ЭКМП не будут полными и достоверными. Также проектом Приказа не отражено положение об извещении и присутствии при ЭКМП проверяемых лиц, в то время как пунктом 15 подпунктом 9 Проекта Порядка осуществления ЭКМП закреплена лишь возможность ознакомления с экспертным заключением и только в том случае, если проверяемое лицо присутствовало при проведении ЭКМП. Между тем, выводы экспертов будут напрямую влиять на результаты проводимых проверок в отношении медицинских организаций и могут стать основанием для привлечения их к ответственности.

Вам также будет интересно
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1750 статей.