Медицина: что такое хорошо, а что такое плохо?
Любой пациент (потребитель медицинских услуг) имеет целый ряд прав при оказании ему медицинской помощи. К таким правам можно отнести: право на безопасность медицинских услуг, право на информацию, право на отсутствие недостатков оказываемых услуг, право на качество медицинских услуг и другие. Однако, именно качество оказания медицинских услуг является чуть ли не самым распространённым основанием для подачи пациентами претензий и исковых заявлений. Но вся актуальность этой темы состоит как минимум в следующих двух вопросах:
- В чем и каким образом измеряется это самое качество оказания медицинской помощи, проще говоря, что такое в медицине хорошо, а что такое плохо?
- Является ли претензия пациента на некачественное оказание ему медицинских услуг и его требования вследствие этого хоть сколько-то состоятельным с точки зрения права?
Легальное определение качества медицинской помощи появилось сравнительно недавно: с 01.01.2012. с момента вступления в силу Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Под качеством медицинской помощи согласно ст. 2 выше упомянутого закона понимается совокупность характеристик, отражающих:
- Своевременность оказания медицинской помощи;
- Правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи;
- Степень достижения запланированного результата.
Забавным является то, что данное легальное определение качества медицинской помощи, едва ли можно признать адекватным, так как речь в нем идет только лишь о правильности выбора метода лечения (диагностики, профилактики, пр.), но отнюдь не о правильности исполнения выбранного метода. Также стоит отметить то, что данный фактор едва ли может быть охвачен степенью достижения запланированного результата, который в силу специфики медицинской услуги вообще не должен и не может быть гарантирован пациенту. Безусловно такой казус нашего законодательства вряд ли на руку пациентам, а медицинским организациям, напротив, дает шикарную, самое главное совершенно узаконенную возможность, назвать черное белым, то есть доказать, что из рук вон плохо оказанная медицинская помощь на самом деле отвечает всем современным критериям ее качества.
Но самое интересное заключается в том, что что претензия пациента к качеству медицинской помощи является вообще несостоятельной, поскольку не может выступать в качестве полноценного требования в суде. Пациент, предъявивший такую претензию, может претендовать только лишь на возмещение морального вреда за нарушенное право потребителя в соответствии с Законом о защите прав потребителей.
Требование о нарушении качества медицинской помощи скорее надлежит заявлять параллельно или внутри других требований (например, в качестве одного из критериев недостатков оказанной медицинской услуги), которые с точки зрения права дадут потерпевшему пациенту больше возможностей на получение должной компенсации. Более того, срок исковой давности по требованиям, связанным с качеством оказания медицинских услуг составляет всего 1 год, тогда как общий срок исковой давности составляет 3 года, а на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и вовсе не установлено каких-либо ограничений.
Надеемся, что сведения, представленные в данной заметке помогут Вам при защите Ваших прав. С более подробной информацией по данному вопросу Вы можете ознакомиться в информационных статьях на сайте Факультета Медицинского Права:
- Претензия пациента на некачественное оказание медицинской помощи
- Возмещение вреда вследствие некачественного оказания медицинской помощи
Еще более 1750 статей.