Поводов для обращения потерпевшим за возмещением причиненного ему вреда множество. Одним из них является оказание некачественной медицинской помощи.
Право на качество медицинской помощи
Любой потребитель медицинских услуг имеет целый ряд прав при оказании ему медицинской помощи. К таким правам можно отнести: право на безопасность медицинских услуг, право на информацию, право на отсутствие недостатков оказываемых услуг, право на качество медицинских услуг и другие.
Укажем, что в настоящей статье раскрывается понятие последнего из перечисленных выше прав, то есть право на качество оказываемых услуг, а также приводится информация о возмещении вреда вследствие его нарушения.
Нормативные правовые акты, закрепляющие права пациента
Указанные права лица, которому оказывается медицинская помощь, вытекают из ряда нормативных правовых актов: это и Гражданский кодекс Российской Федерации, и Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», и другие правовые акты.
Понятие качества медицинской помощи
Прежде чем раскрывать понятие качества медицинской помощи, уясним, что же такое медицинская помощь вообще. Как она понимается законодателем. В статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Закон об основах охраны здоровья) приводится следующее определение медицинской помощи: медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Что касается понятия качества медицинской помощи, то оно также закреплено в Законе об основах охраны здоровья, согласно статье 2 которого качество медицинской помощи – это совокупность характеристик, отражающих:
- Своевременность оказания медицинской помощи,
- Правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи,
- Степень достижения запланированного результата.
Адекватность легального понятия качества медицинской помощи
Стоит отметить, что легальное определение понятия качества медицинской помощи, приведенное выше, появилось лишь в 2012 году. Многие специалисты считают его не вполне верным, немного недоработанным. Ими отмечается, в частности, что оно не содержит такого важного критерия как исполнение избранного метода лечения, которое и нужно зачастую рассматривать в качестве основного критерия при оценке вопроса о качественном оказании медицинской помощи.
Как мы видим, наш законодатель несовершенен. Это во многом является одной из причин неоднозначного понимания понятий, которые он «предлагает». А неоднозначное понимание чего-либо всегда является причиной спора, в том числе спора в судах.
Экспертиза качества медицинской помощи
В целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата назначается и проводится экспертиза качества медицинской помощи.
На сегодняшний день экспертиза качества медицинской помощи существует как один из видов контроля качества медицинской помощи в рамках оказания медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования. Также на основании Приказа Минздрава России от 16.05.2017 № 226н экспертиза качества медицинской помощи проводится и вне рамок ОМС. При этом контроль качества медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденным приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230.
Правила проведения экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках ОМС, определены соответствующим Приказом Минздрава России от 16.05.2017 № 226н «Об утверждении Порядка осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании». Подобная экспертиза проводится только при осуществлении:
- государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности при проведении:
- проверки соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья граждан;
- проверки соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
- ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
В целях оценки качества медицинской помощи при проведении экспертизы применяются критерии оценки качества медицинской помощи, утвержденные Приказом Минздрава России от 10.05.2017 № 203н. Данные критерии разграничены по:
- условиям оказания медицинской помощи: в амбулаторных условиях; условиях дневного стационара и стационарных условиях;
- по группам заболеваний (состояний).
Разработаны такие критерии на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи (ч. 2 ст. 64 Закона об основах охраны здоровья граждан).
Стоит отметить, что за пределами экспертизы качества медицинской помощи остался внутренний контроль качества медицинской помощи.
Возмещение вреда
Необходимо отметить, что претензия пациента только к качеству медицинской помощи является, на наш взгляд, несостоятельной, поскольку не может выступать в качестве полноценного требования в суде. В рамках Закона о защите прав потребителей пациент, предъявивший такую претензию, может претендовать только лишь на возмещение морального вреда за нарушенное право потребителя.
Однако, оказание пациенту некачественной медицинской помощи может выступать как один из критериев недостатков оказанных медицинских услуг, как критерий противоправности действий со стороны медицинской организации, повлекших причинение вреда здоровью пациента. Данные же основания для претензии или искового заявления являются куда более весомыми и волне могут выступить как самостоятельные требования.
В рамках Уголовного кодекса Российской Федерации качество оказанной медицинской помощи может рассматриваться в качестве критерия ненадлежащего оказания медицинской помощи и быть причиной причинения вреда здоровью (часть 2 статьи 118, часть 4 статьи 122 УК РФ) или даже причинения смерти (часть 2 статьи 109 УК РФ).
Таким образом, пациенту нецелесообразно делать основной упор только на оказание ему некачественной медицинской помощи, учитывая тем более ограниченный срок исковой давности (1 год).
Требование о нарушении качества медицинской помощи скорее надлежит заявлять параллельно или внутри других требований, которые с точки зрения права дадут потерпевшему пациенту больше возможностей на получение должной компенсации его нарушенных прав.
Порядок возмещения вреда
Вред, причиненный в результате оказания некачественной медицинской помощи, возмещается в порядке, установленном действующим законодательством: Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей.
Подробнее о порядке и условиях возмещения вреда читайте в статьях «Возмещение вреда вследствие ненадлежащего оказания медицинской помощи», «Возмещение материального вреда», «Возмещение морального вреда».
по подписке
* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения