Лицензионный классификатор приняли, а проблема как лицензировать осталась
1 сентября вступило в силу новое постановление Правительства о лицензировании медицинской деятельности, а накануне был опубликован приказ Минздрава от 19.08.2021 № 866н «Об утверждении классификатора работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность» (далее – приказ № 866н). «Затравка» для утверждения классификатора была дана в самом постановлении, поэтому мы его ожидали с интересом. О надеждах и разочарованиях – в заметке.
Согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. № 852 Министерство здравоохранения утверждает классификатор работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. Предмет классификатора – соотнесение видов работ (услуг) с видами и условиями оказания медицинской помощи. Классификатор утверждается исключительно в целях его применения при оформлении лицензий и не устанавливает обязательных требований.
Краткая предыстория
Классификатор, утвержденный приказом № 866н, заменяет скандальный приказ Минздрава России от 11.03.2013 № 121н (далее – приказ № 121н), который якобы утверждает требования к организации и выполнению работ (услуг). На то, что акт в действительности ничего не утверждает Федеральная антимонопольная служба обратила внимание Министерства еще в октябре 2017 года. Тогда комиссия ФАС предписала Минздраву прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в неустановлении требований к организации и выполнению работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в целях лицензирования, и установить такие требования по каждой работе (услуге), включенной в Перечень, утвержденный постановлением Правительства от 16.04.2012 № 291. Нарушение заключается в том, что органы лицензирования в условиях отсутствия единых требований по своему усмотрению предъявляли не предусмотренные законодательством требования к организациям, желающим получить лицензию на оказание тех или иных медицинских услуг, что приводило к ограничению конкуренции на рынке медицинских услуг.
Предписание было безуспешно обжаловано Минздравом в арбитражном суде в августе 2018 года. Работа по утверждению требований к организации и выполнению работ (услуг) в настоящий момент не слишком активно, но все же ведется Министерством. Например, в 2020 году были утверждены соответствующие требования по сестринскому делу, в 2021 году – требования по экспертизе качества медицинской помощи.
Нет положения – нет проблем?
Из нового постановления о лицензировании убрали положение о том, что Минздрав устанавливает требования к организации и выполнению работ (услуг). Вместо требований Министерство теперь утверждает классификатор. Теперь Минздрав может не бояться гнета обоснованных недовольств ФАСа. Однако норму о необходимости утверждения требований исключили, а проблема отсутствия конкретных и понятных требований по-прежнему осталась. А, значит, продолжится лицензирование «на глазок» ряда медицинских работ (услуг), не урегулированных нормативными актами. Например, авиационная и космическая медицина, функциональная диагностика, мануальная терапия и многие другие.
Сам классификатор представляет собой соотнесение перечня работ (услуг) с видами и условиями оказания медицинской помощи. По своей задумке он содержит те же нормы, что и приказ № 121н, только изложены они в более удобном, табличном формате:
Работы (услуги), указанные в приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности | Виды медицинской помощи | Условия оказания медицинской помощи |
---|---|---|
по авиационной и космической медицине | первичная специализированная медико-санитарная помощь | амбулаторно |
дневной стационар | ||
по акушерскому делу | первичная доврачебная медико-санитарная помощь | амбулаторно |
по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности) | первичная специализированная медико-санитарная помощь | амбулаторно |
дневной стационар | ||
по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности) | первичная специализированная медико-санитарная помощь | амбулаторно |
дневной стационар |
Конечно, необходимость такого классификатора для целей лицензирования не подвергается сомнению. Однако, подчеркнем, что решение существующей проблемы отсутствия четких требований лицензирования услуг, классификатор не приблизил.
Еще более 1750 статей.