Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти
14 января 2019

Диспансерного учета за больными алкоголизмом и наркоманиями больше не будет

7391

Диспансерного учета за больными алкоголизмом и наркоманиями больше не будет

Отменен диспансерный учет за больными алкоголизмом и наркоманиями.

Событие связано с тем, что наконец-то признан утратившим силу Приказ Минздрава СССР от 12.09.1988 № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» (далее – Приказ № 704). Основание – Приказ Минздрава России от 13.12.2018 № 877.

Отметим, что Приказом № 704 была утверждена Инструкция о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания (далее – Инструкция).

Инструкцией было предусмотрено, что:

  • Все лица с диагнозами хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания подлежат диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) (исключение составляли только лица, обращающиеся за наркологической помощью в кабинеты (отделения) для анонимного лечения больных алкоголизмом и хозрасчетные наркологические амбулатории (кабинеты));
  • За лицами, обратившимися за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений, предприятий и организаций, органов внутренних дел, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания, организовывается профилактическое наблюдение.

Комментарии Факультета Медицинского Права

По мнению Факультета Медицинского Права, официальное признание Приказа № 704 утратившим юридическую силу являлось давно назревшей необходимостью.

Это связано с тем, что Инструкция, утвержденная Приказом № 704, была уже достаточно устаревшей и существенно противоречила иным действующим в настоящее время нормативным правовым актам, однако, при этом, продолжала активно применяться вплоть до 2018 года и на ее основании лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией продолжали ставиться на диспансерный учет (об этом свидетельствует многочисленная судебная практика).

По нашему мнению, постановка на диспансерный учет указанных лиц по основаниям, предусмотренным Инструкцией, являлась незаконной в первую очередь потому, что действующий Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее – Закон № 3185-1) предусматривает, что диспансерное наблюдение может устанавливаться исключительно за лицами, страдающими хроническими затяжными психическими расстройствами с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Согласно же Инструкции, достаточным основанием для постановки на диспансерный учет являлось лишь наличие одного из таких диагнозов, как хронический алкоголизм, наркомания или токсикомания, а указанные диагнозы, несмотря на то, что относятся к психическим расстройствам, не предполагают a priori наличия тяжелых, стойких или часто обостряющихся болезненных проявлений.

Полагаем, что с официальной утратой Приказом № 704 своей юридической силы из российского правового поля окончательно должен исчезнуть институт диспансерного учета за больными алкоголизмом и наркоманиями.

При этом, обращаем внимание, что за лицами, страдающими алкоголизмом или наркоманиями, все-таки может быть установлено диспансерное наблюдение, но, как того требует Закон № 3185-1, только при условии, если данные расстройства будут признаны затяжными, с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

В то же время, сообщаем, что на сегодняшний день все весьма непросто и с диспансерным наблюдением, устанавливаемым на основании Закона № 3185-1 – регламентация правоотношений в обозначенной сфере является очень несовершенной.

Пояснение о проблемах в регламентации диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами.

Общие нормы о диспансерном наблюдении (далее – ДН) за лицами, страдающими психическими расстройствами установлены в Законе № 3185-1 (как нами было указано выше, основанием для установления диспансерного наблюдения в соответствии с данным законом является наличие у лица хронического затяжного психического расстройства с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями).

При этом в соответствии с ч. 5 ст. 27 Закона № 3185-1 порядок ДН за лицами, страдающими хроническими и затяжными психическим расстройствами с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, подлежит утверждению Минздравом РФ (полномочие по утверждению такого порядка предоставлено Минздраву РФ и на основании п. 5.2.72(1) Положения о Министерстве здравоохранения РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 608).

Однако несмотря на то, что данная норма была введена в Закон № 3185-1 еще в 2013 году, до настоящего времени такой порядок так и не был утвержден, в связи с чем при практической реализации ДН за указанной категорией граждан возникает значительное количество вопросов.

В то же время Минздравом РФ в 2015 году был принят Приказ от 30.12.2015 № 1034н, утвердивший Порядок ДН за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ (далее – Порядок ДН № 1034н). Данным порядком определены применяемые в настоящее время Правила организации ДН за больными наркоманией и иными лицами, обратившимися за медицинской помощью по профилю «психиатрия-наркология».

При этом основания и цели принятия данного порядка являются не совсем ясными. Дело в том, что в перечне нормативных правовых актов, которые уполномочен принимать Минздрав РФ (на основании Положения о Минздраве), такой порядок отсутствует, но предусмотрен Порядок диспансерного наблюдения за больными наркоманией и учета больных наркоманией (п. 5.2.57 Положения № 608). Нет упоминания о таком порядке, как Порядок ДН № 1034н, и в Законе № 3185-1.

Кроме того, ряд норм Порядка ДН № 1034н о правилах установления и снятия ДН не соответствует Закону № 3185-1. Например, в соответствии с п. 6 Порядка ДН № 1034н наличие оснований для организации ДН определяется врачом — психиатром-наркологом (участковым врачом — психиатром-наркологом), в то время как ч. 2 ст. 27 Закона № 3185-1 относит решение вопросов о необходимости установления ДН к компетенции комиссии врачей-психиатров.

Помимо этого, в Порядке ДН № 1034н вообще отсутствует упоминание о том, что ДН может устанавливаться помимо воли лица.

В завершение отметим, что судебная практика многих лет, в том числе последних, свидетельствует о том, что при решении вопроса о недобровольном ДН за больными алкоголизмом и наркоманиями суды ссылались именно на упомянутую выше Инструкцию, которая сейчас утратила силу.

С учетом изложенного, по нашему мнению, на сегодняшний день, в рамках Порядка ДН № 1034н нет каких-либо оснований для недобровольного ДН за лицами, страдающими алкоголизмом или наркоманиями.

Вам также будет интересно
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1750 статей.