Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти
3 февраля 2025

Точная «дозировка» и «противопоказания» рекламы

Автор: Юридический отдел «Факультета медицинского права»
129

Основные требования к рекламе медицинских услуг установлены еще в 2006 году с принятием Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). Однако медицинские организации часто допускают нарушения, что приводит к административной ответственности. В этой статье расскажем об актуальных разъяснениях ФАС. Знание нюансов позволит избежать штрафов.

В декабре 2023 года ФАС утвердила руководство по соблюдению обязательных требований в сфере рекламы. Оно, в частности, останавливается на двух вопросах, которые регулярно возникают при продвижении медицинских услуг:

1) наличие и объем предупреждения о наличии противопоказаний, необходимости получения консультации специалистов;

2) допустимое место для такой рекламы.

Измеряйте по линейке

Отсутствие предупреждения или предупреждение, не соответствующее требованиям закона, – частое нарушение, допускаемое клиниками. Например, в Тамбове реклама медицинской организации была признана ненадлежащей (следовательно, недопустимой), из-за отсутствия надписи о противопоказаниях в рекламе, размещенной на транспаранте-растяжке. Ранее мы писали о таком же нарушении онкодиспансера, разместившего рекламу на баннере.

Даже при наличии надписи сложности возникают с измерением ее размера. При проверках определяется площадь всего рекламного пространства, затем измеряется площадь предупреждения и сопоставляются две цифры. Важно учитывать, что антимонопольный орган проводит замеры обычной линейкой. По горизонтали замеряются внешние границы надписи, по вертикали – расстояние между верхней и нижней гранями литеры согласно ГОСТ 29.130-97.

Дизайнеры, которые готовят рекламные материалы, обычно измеряют высоту надписи в графическом редакторе. Он сразу показывает площадь той части макета, высота которой выбрана, но при этом учитываются поля. Измерять же надо только площадь, занятую надписью, поля в нее не входят.

Возможна и другая ошибка: на макете площадь предупр...

Согласно ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, реклама медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к использованию, необходимости получения консультации специалистов:

  • в радиопрограммах продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее 3 секунд;
  • в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании – не менее пяти секунд и должно быть отведено не менее 7% площади кадра;
  • в рекламе, распространяемой другими способами, – не менее 5% рекламной площади (рекламного пространства).

Обозначенные требования не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Согласно ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе, реклама методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

См. например, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.04.2021 по делу № А60-45311/2020.

Согласно, ч. 7 ст. 7 Закона о рекламе, реклама услуг, требующих лицензирования, запрещена в отсутствие соответствующей лицензии.

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
Для физ. лиц
Для юр. лиц
Отчетные документы не предоставляются
НА ГОД
БЕЗ ОБЗОРА НПА*
4990 
Оформить
НА ГОД
С ОБЗОРОМ НПА*
9990 
Оформить
НА МЕСЯЦ
БЕЗ ОБЗОРА НПА*
1990 
Оформить
НА ГОД
БЕЗ ОБЗОРА НПА* (юр)
9980 
Оформить
НА ГОД
С ОБЗОРОМ НПА* (юр)
19980 
Оформить
НА МЕСЯЦ
БЕЗ ОБЗОРА НПА* (юр)
3980 
Оформить
Аккредитация, трудовой договор, дисциплинарная и материальная ответственность, права и обязанности работника и работодателя, увольнение медицинского работника
Ответы на актуальные вопросы в здравоохранении
Фармаконадзор, система МДЛП, патенты, товарные знаки, лицензирование
Важные судебные акты и тенденции, выплаты пациентам, компенсация морального вреда, штрафы ТФОМС
Конфликты с пациентами, надзорные органы, ФОМС, Роспотребназдор, Росздравнадзор, страхование, уголовная ответственность, судимость медицинского работника
Реклама медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств, ФАС, маркировка рекламы
Клинические рекомендации, порядки и стандарты оказания медицинской помощи, медицинская документация, контроль качества, лицензирование, СанПиНы, экспертизы
Обращение лекарственных средств, медизделий, правила работы с НС и ПВ, маркировка лекарств, лекобеспечение
Налогообложение медицинских и фармацевтических организаций, налоговые режимы, налоговый вычет, финансовое обеспечение в ОМС
Интерактивная инструкция с пошаговым планом действий в различных правовых ситуациях
Ежемесячная подборка наиболее важных нормативных актов в здравоохранении, актуальная судебная практика и рекомендации наших экспертов