Основные требования к рекламе медицинских услуг установлены еще в 2006 году с принятием Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). Однако медицинские организации часто допускают нарушения, что приводит к административной ответственности. В этой статье расскажем об актуальных разъяснениях ФАС. Знание нюансов позволит избежать штрафов.
В декабре 2023 года ФАС утвердила руководство по соблюдению обязательных требований в сфере рекламы. Оно, в частности, останавливается на двух вопросах, которые регулярно возникают при продвижении медицинских услуг:
1) наличие и объем предупреждения о наличии противопоказаний, необходимости получения консультации специалистов;
2) допустимое место для такой рекламы.
Измеряйте по линейке
Отсутствие предупреждения или предупреждение, не соответствующее требованиям закона, – частое нарушение, допускаемое клиниками. Например, в Тамбове реклама медицинской организации была признана ненадлежащей (следовательно, недопустимой), из-за отсутствия надписи о противопоказаниях в рекламе, размещенной на транспаранте-растяжке. Ранее мы писали о таком же нарушении онкодиспансера, разместившего рекламу на баннере.
Даже при наличии надписи сложности возникают с измерением ее размера. При проверках определяется площадь всего рекламного пространства, затем измеряется площадь предупреждения и сопоставляются две цифры. Важно учитывать, что антимонопольный орган проводит замеры обычной линейкой. По горизонтали замеряются внешние границы надписи, по вертикали – расстояние между верхней и нижней гранями литеры согласно ГОСТ 29.130-97.
Дизайнеры, которые готовят рекламные материалы, обычно измеряют высоту надписи в графическом редакторе. Он сразу показывает площадь той части макета, высота которой выбрана, но при этом учитываются поля. Измерять же надо только площадь, занятую надписью, поля в нее не входят.
Возможна и другая ошибка: на макете площадь предупр...
Согласно ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, реклама медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к использованию, необходимости получения консультации специалистов:
- в радиопрограммах продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее 3 секунд;
- в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании – не менее пяти секунд и должно быть отведено не менее 7% площади кадра;
- в рекламе, распространяемой другими способами, – не менее 5% рекламной площади (рекламного пространства).
Обозначенные требования не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Согласно ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе, реклама методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
См. например, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.04.2021 по делу № А60-45311/2020.
Согласно, ч. 7 ст. 7 Закона о рекламе, реклама услуг, требующих лицензирования, запрещена в отсутствие соответствующей лицензии.