При оказании медицинских услуг пациент может по той или иной причине отказаться от договора, например найти более подходящую медорганизацию или прервать лечение. Каков порядок возмещения пациентом издержек и расходов клинике? Отвечаем на вопросы и анализируем судебную практику.
Безусловное право на отказ от договора
Согласно ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Аналогичное положение содержится в ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» и п. 22 Правил оказания платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 №1006.
Данная норма является императивной, поскольку не допускает ограничения или лишения заказчика права на отказ от договора. Более того, не имеют значения уважительность причин и момент отказа – он возможен как до начала, так и в процессе оказания услуги. Поэтому крайне рискованно включать в договоры с пациентами различные санкции (неустойку, штраф, возмещение упущенной выгоды и т. д.) при отказе пациента от договора.
Высший арбитражный суд РФ указал, что право на односторонний отказ нельзя ограничивать в договорах с потребителями (слабой стороной договора), что следует из абз. 4 п. 9 постановления Пленума от 14.03.2014 №16 «О свободе договора и ее пределах». Данная норма применима и к договорам с пациентами.
Таким образом, в судебной практике сложился компромисс: исключить право на односторонний отказ нельзя, ограничить – можно (но не для потребителей).
Фактически понесенные расходы
Понятие и состав фактически понесенных расходов законодатель не раскрывает.
Фактически понесенные расходы – это расходы, которые исполнитель успел понести, приступив к оказанию услуг. При этом фактически понесенные расходы не могут превышать цену договора, т. е. превышать вознаграждение исполнителя (определение Вто...