Правительство РФ решило освободить государственные и муниципальные учреждения здравоохранения от плановых проверок до 2030 года. Вместо этого их будут посещать с профилактическими визитами. Постановление об этом появилось 3 декабря. Это не первая попытка смягчить надзорную нагрузку на организации. Принесет ли она желаемый эффект, к кому в ближайшие 6 лет будут приходить планово, а к кому – только в особых случаях, рассказываем ниже.
Из-за моратория на плановые проверки бизнеса надзорные органы сконцентрировали внимание на госучреждениях, наращивая объемы штрафов. «Круговорот» бюджетных денег не устроил Правительство РФ. Два месяца назад оно поручило Минюсту России и другим ведомствам решить эту проблему.
Задача уменьшить нагрузку на социальные и медицинские госучреждения, а точнее заменить штрафы другими механизмами, реализовалась в постановлении Правительства РФ от 29.11.2023 №2020. Скорее всего, документ вступит в силу в декабре. Пока он размещен на сайте Правительства РФ.
Вместо плановых проверок государственные и муниципальные учреждения здравоохранения могут ждать плановых визитов контролеров. Если во время визита найдут нарушения, последует предписание об их устранении. Но внеплановых мероприятий даже при такой ситуации не будет.
Мораторий мораторием погоняет
Напомним, мораторий на плановые проверки первоначально ввели, чтобы снизить нагрузку на бизнес во времена пандемии. Он не раз продлевался и действует до 2030 года.
Сейчас плановые проверки возможны в отношении любых медорганизаций из категорий высокого и чрезвычайно высокого риска. Но когда новое постановление №2020 вступит в силу, проверять «по плану» можно будет только частные клиники из указанных категорий.
Как определяется категория риска для медицинской организации?
Чем больше медицинских услуг в рамках лицензии оказывает клиника, тем выше вероятность, что ее отнесут к категории выс...
Постановление Правительства РФ от 29.11.2023 №2020 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. №336» (далее – постановление №2020).
Размеры штрафов по этим статьям зависят от сути нарушения, разброс – от 4 до 250 тыс. руб. Например, за грубое нарушение лицензионных требований по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ грозит штраф от 150 до 250 тыс. руб., а по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ – от 100 до 200 тыс. руб.
Может применяться по обеим статьям и более жесткая мера – приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Замена штрафа на предупреждение, согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, возможна, если:
- нет вреда или угрозы вреда жизни и здоровью людей, животным и растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия;
- отсутствует риск вреда или причинения вреда безопасности государства, угрозы природных или техногенных чрезвычайных ситуаций;
- не причинен имущественный ущерб.
Поправки ввел федеральный закон от 03.07.2016 №316-ФЗ. Сперва повезло только субъектам малого и среднего предпринимательства, некоммерческим организациям, но позже правило распространили на всех (Федеральный закон от 14.07.2022 №290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”»).
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 24.01.2018 №А36-13963/2017.
Уплатить 50% штрафа можно по ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, если минимальный размер штрафа за нарушение по КоАП РФ для граждан не превышает 10 тыс. руб., для должностных лиц – 50 тыс. руб. (Федеральный закон от 05.04.2021 №69-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Кроме того, можно снизить вдвое штраф для юрлиц, если по КоАП РФ он не менее 100 тыс. руб. (ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Штраф будет минимальным, если нарушение выявлено в ходе государственного или муниципального контроля и для данного нарушения установлены нижняя и верхняя границы штрафа. Виновный должен предотвратить последствия нарушения и добровольно возместить ущерб либо устранить вред (Федеральный закон от 14.07.2022 №290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”»).