vk target
 
logo
21 марта 2022

Страховые выплаты медикам во время COVID-19: проблемы и судебная практика

logo
Автор:
  • 1035
  • 0
Страховые выплаты медикам во время COVID-19: проблемы и судебная практика

В мае 2020 года Президент РФ принял решение о выплате страховых сумм медикам, заболевшим коронавирусом при работе с COVID-пациентами. Идея, бесспорно, хорошая, но нормативная база для нее имеет ряд пробелов и противоречий с другим законодательством в сфере здравоохранения. На практике это приводит к тому, что многие медики не получают положенных выплат. Несмотря на то что проблема возникла почти 2 года назад, законодательство так и не изменили. В статье подробно разбираем сложившуюся ситуацию.

Правительство РФ продлило до 31 декабря 2022 года срок действия Временного положения о расследовании страховых случаев, связанных с причинением вреда здоровью медицинского работника из-за заболевания COVID-19 при исполнении им трудовых обязанностей (далее – Временное положение) (постановление Правительства РФ от 17.12.2021 №2345 «О внесении изменения в пункт 2 постановления Правительства РФ от 20 февраля 2021 г. №239»).

Напомним, что Временное положение утверждено постановлением Правительства РФ от 20.02.2021 №239 в целях организации расследования страховых случаев, предусмотренных указом Президента РФ от 06.05.2020 №313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников» (далее – Указ №313, Указ). В частности, страховые случаи связаны с причинением вреда здоровью медработника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности, вызванных новой коронавирусной инфекцией, подтвержденной лабораторными методами исследования, а при невозможности их проведения – решением врачебной комиссии, принятым на основании результатов компьютерной томографии легких.

Ранее расследование страховых случаев осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 №695 (утратило силу).

Из статьи вы узнаете, как расследуются страховые случаи причинения вреда здоровью медицинского работника согласно Временному положению, какова правовая природа выплат согласно Указу №313, а также основные практические и юридические проблемы применения указанных актов.

Единовременные страховые выплаты медикам в период COVID-19 (не путать со стимулирующими выплатами)

Кому положены

6 мая 2020 года в самый разгар пандемии Президент РФ принял Указ №313 о предоставлении дополнительных страховых гарантий в виде единовременной страховой выплаты (сверх выплат, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»):

  • врачам;
  • среднему и младшему медицинскому персоналу медорганизаций;
  • водителям автомобилей скорой медицинской помощи.

Их предоставление сопряжено с повышенными рисками заражения в силу особенностей профессии (необходимость непосредственного контакта с пациентом).

В итоге Указ предусматривает всего два критерия для субъектов выплат: должность и место работы медика, которые соответствуют подзаконным актам Минздрава России. В противном случае, несмотря на равные условия труда (в том числе риски заражения), выплату получат не все.

Почему выплаты получают не все медики?

Перечень работников, которые могут воспользоваться страховыми гарантиями в виде выплат, включает в себя очень разные категории, в первую очередь, по должностным обязанностям.

Выплаты, согласно Указу №313, положены медицинским работникам, при этом среди них указаны водители автомобилей скорой медицинской помощи. Возникает закономерный вопрос: почему в список не вошли другие немедицинские работники? Из-за неточностей формулировки им отказывают как в расследовании страховых случаев, так и в выплатах.

Рассмотрим, кто не подпадает под действие Указа №313, но фактически в своей работе подвергается риску заражения COVID-19 и, соответственно, риску причинения вреда здоровью.

Первая категория: немедицинские работники в медорганизациях, которые в силу своей профессиональной деятельности контактируют с COVID-пациентами.

Напомним, что должности специалистов, относящиеся к врачам, среднему и младшему медперсоналу определены Номенклатурой должностей, утвержденной приказом Минздрава России от 20.12.2012 №1183н (далее – Номенклатура).

Однако есть и иные работники медорганизаций, которые в силу своей трудовой (служебной) деятельности взаимодействуют с COVID-пациентами. К ним относятся: лифтеры, буфетчики, кастелянши, уборщики помещений и другие работники, занятые санитарным и бытовым обслуживанием пациентов. Например, в Указе №313 из этой категории упоминаются водители скорой помощи.

Кроме того, законодательство не предусматривает такого необходимого условия наступления страхового случая, как оказание медицинской помощи. При этом, согласно Указу №313, лица должны «непосредственно работать» с пациентами, что не исключает и иные формы взаимодействия с ними (например, заполнение меддокументации регистратором со слов пациента).

Вторая категория: работники медорганизаций, которые не относятся к врачебному, среднему или младшему медицинскому персоналу.

Согласно п. 1.3. Номенклатуры к ним относятся медицинский психолог, биолог, зоолог, инструктор-методист по лечебной физкультуре, медицинский физик, судебный эксперт (эксперт-биохимик, эксперт-генетик, эксперт-химик), химик-эксперт медицинской организации, эксперт-физик по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений, эмбриолог, энтомолог, инструктор-методист по лечебной физкультуре и др.

Эта категория медработников относится по должности к специалистам с высшим профессиональным (немедицинским) образованием и участвует при определенных условиях в оказании медицинской помощи, включая проведение лабораторной диагностики пациентам с коронавирусной инфекцией.

Третья категория: работники, должности которых отсутствуют в Номенклатуре в принципе.

Например, логопеды работают в неврологических отделениях медорганизаций, в том числе с COVID-пациентами.

Четвертая категория: медработники, состоящие в трудовых отношениях с организациями, для которых медицинская деятельность не является основной.

К таким немедицинским организациям относятся: психоневрологические интернаты, пансионаты ветеранов труда, центры содействия семейному воспитанию, детские дома для детей-инвалидов, домов-интернатов престарелых, инвалидов, детских дошкольных и образовательных учреждений. Их основным видом экономической деятельности в большинстве случаев является оказание социальной помощи. При этом их работники оказывают медицинскую помощь COVID-пациентам на основании лицензии.

Вместе с тем в Указе четко определено, что страховые гарантии распространяются на работников исключительно медицинских организаций, т. е. тех, которые осуществляют медицинскую деятельность в качестве основного (уставного) вида деятельности.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – федеральный закон №323-ФЗ) медицинская организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. В то же время положения федерального закона №323-ФЗ, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иных юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, осуществляющих наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.

Номенклатура медицинских организаций утверждена приказом Минздрава России от 06.08.2013 №529н.

По предварительным данным регионов, общее количество немедицинских сотрудников, непосредственно работающих с COVID-пациентами, составляет 16 955 человек (предполагаемые затраты на компенсацию соответствующих расходов исходя из данных 2020 года составят более 1,4 млрд рублей, далее – ежегодно с учетом уровня заболеваемости). И все они формально подпадают под страховые случаи, установленные Указом №313.

С предложением расширить перечень субъектов выплат неоднократно выступали как сами работники, так и региональные власти. Их предложения направлялись в Минздрав России, однако реакции до настоящего времени не последовало.

Исходя из сложившейся ситуации полагаем, что она создает дискриминирующие условия для работников и организаций, не подпадающих под требования Указа №313. Страховые выплаты целесообразно распространить на все рассмотренные выше категории работников.

Случаи, суммы и условия выплат

Право на получение страховой выплаты возникает у медработника или выгодоприобретателя (в случае его смерти) со дня наступления страхового случая.

Страховыми случаями признаются заболевание, инвалидность или смерть медицинских работников, произошедшие в связи с исполнением ими трудовых обязанностей при непосредственной работе с пациентами, у которых подтверждено наличие COVID-19, и пациентами с подозрением на COVID-19.

Согласно Указу №313 выгодоприобретателями в случае смерти медицинского работника являются: супруг (супруга), состоявший (состоявшая) на день смерти медицинского работника в зарегистрированном браке с ним; родители (усыновители) медицинского работника; дедушка и (или) бабушка медицинского работника при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее 3 лет в связи с отсутствием у него родителей; отчим и (или) мачеха медицинского работника при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее 5 лет; несовершеннолетние дети медицинского работника, его дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; подопечные медицинского работника.

Аналогичные условия установлены в ст. 7 Федерального закона от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Отметим, что судебная практика сложилась в пользу выгодоприобретателей при рассмотрении случаев отказа им в выплатах.

Перечень страховых случаев предусмотрен Указом №313 (подробнее о них вместе с суммами выплат в Таблице 1).

Таблица 1

Перечень страховых случаев и суммы выплат


п/п
Страховой случай
(при исполнении трудовых обязанностей)
Сумма страховой выплаты, (руб.)
1. смерть в результате COVID-19 2 752 452 всем получателям (выгодоприобретателям) в равных долях
2. причинение вреда здоровью в связи с развитием заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных COVID-19 и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности 68 811
3. стойкая утрата трудоспособности в результате развития осложнений после перенесенного заболевания, вызванного COVID-19 инвалиду I группы –
2 064 339
инвалиду II группы –
1 376 226
инвалиду III группы –
688 113

Наличие таких страховых случаев, как заболевание и инвалидность, подтверждается лабораторными методами исследования, а при отсутствии возможности их проведения – решением врачебной комиссии, принятым на основании результатов КТ легких.

Указом Президента РФ от 30.07.2020 №487 были внесены изменения в Указ №313: при отсутствии возможности проведения лабораторных исследований COVID-19 может быть подтвержден решением врачебной комиссии, принятым на основании результатов КТ легких.

Для получения страховой выплаты необходимо:

  • установить причинно-следственную связь: заражение работника произошло при исполнении им трудовых функций и от COVID-пациента (стоит отметить, что на практике достоверно установить это крайне проблематично);
  • подтвердить заболевание лабораторными методами исследования или решением врачебной комиссии, принятым на основании результатов КТ легких.

Рассмотрим спорные практические ситуации, которые возникают при решении вопроса о страховых выплатах.

Первая проблема: осуществляются ли выплаты работникам, заражение которых произошло в результате контакта с другими медработниками?

В соответствии с п. 2 Указа №313 необходимым условием наступления каждого из страховых случаев является заражение медработника коронавирусной инфекцией при исполнении им трудовых обязанностей. При этом Указ не содержит ограничений источников заражения работника.

На практике таких случаев довольно много. Суды, рассматривая подобные дела, указывают на незаконность решений комиссий по признанию случаев нестраховыми, если медработник заразился не от пациента, а от коллеги. В частности, суды применяют системное толкование норм о предоставлении страховых гарантий и считают, что случай заражения медицинского работника опосредованно (через сотрудников медорганизации) также является страховым случаем согласно положениям Указа №313, если он произошел при исполнении трудовых обязанностей.

Вторая проблема: как оплачиваются повторные заболевания?

Одним из страховых случаев является установленная стойкая утрата трудоспособности в результате развития осложнений COVID-19 (пп. «в» п. 2 Указа).

А пп. «б» п. 2 Указа №313 относит к страховым случаям причинение вреда здоровью в результате заболевания, что более характерно для первой стадии заражения. Но, как известно, коронавирусная инфекция может привести к более серьезным последствиям. В итоге возникает вопрос, положена ли работнику вторая выплата по данному Указу, если «причиненный вред здоровью в связи с заболеванием» в результате осложнений приводит к «утрате трудоспособности».

Также остается нерешенной проблема и с доказательством повторного заболевания.

При постановке диагноза наряду с клиническими данными предлагается использовать лабораторные методы исследования, позволяющие установить наличие самого вируса (полимеразная цепная реакция), ввиду того что у многих работников уже имеются антитела к возбудителю, и поэтому иммунологические методы лабораторной диагностики могут быть неинформативными.

Этот вопрос постарался разъяснить ФСС в своем письме, высказав позицию о том, что при наступлении повторного страхового случая по пп. «б» п. 2 Указа №313 медицинский работник имеет право на единовременную страховую выплату со дня его наступления. Однако отметим, что письмо нормативной силы не имеет и носит, скорее, рекомендательный характер.

Во Временном положении и в других актах эта ситуация также не урегулирована.

Как проводится расследование страхового случая

Временное положение устанавливает порядок расследования страховых случаев в связи с развитием заболевания (синдрома) или осложнения, включенных в Перечень (утв. распоряжением Правительства РФ от 15.05.2020 №1272-р) и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности, вызванных COVID-19.

Среди заболеваний есть ОРВИ, вирусная пневмония и другие (подробнее в Таблице 2).

Таблица 2

Перечень заболеваний (синдромов) и осложнений

Код по МКБ-10 Наименование
J02 –
J06
Острые респираторные инфекции верхних дыхательных путей (без развития пневмонии, потребовавшие назначения врачом этиотропной терапии)
J12 Вирусная пневмония, не классифицированная в других рубриках (любой стадии)
I40.0 Инфекционный миокардит
I74 Эмболия и тромбоз артерий
K71 Токсическое поражение печени
A40 –
A41
Сепсис
D65 Диссеминированное внутрисосудистое свертывание (синдром дефибринации)
J80 Синдром респираторного расстройства (дистресса) у взрослого
J81 Легочный отек
J84 Другие интерстициальные легочные болезни
J95 Респираторные нарушения после медицинских процедур, не классифицированные в других рубриках
I26 Легочная эмболия
K72 Печеночная недостаточность, не классифицированная в других рубриках
N17 –
N19
Почечная недостаточность
R09.2 Кардиореспираторная недостаточность
R65 Синдром системного воспалительного ответа

При обнаружении факта заболевания медицинская организация уведомляет о нем ФСС и работодателя медработника.

Врачебная комиссия

В день получения уведомления работодатель создает врачебную комиссию по расследованию страхового случая (не менее 3 человек).

В состав врачебной комиссии входят представители: работодателя (председатель врачебной комиссии); медицинской организации, установившей диагноз; выборного органа первичной профсоюзной организации; профессиональной НКО, созданной медработниками в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья (иного представительного органа работников), ФСС.

По мнению некоторых региональных профсоюзов, целесообразно было бы включить в состав также сотрудников территориального органа Роспотребнадзора и членов профсоюзных организаций. При этом лишить представителя работодателя статуса председательствующего.

Срок расследования – 3 календарных дня с даты создания комиссии.

Итог расследования – решение о наличии или отсутствии страхового случая, которое направляется работнику не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем его принятия.

При положительном решении врачебная комиссия направляет соответствующую справку в ФСС в те же сроки.

Выплата производится ФСС (за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета) не позднее 4 календарных дней с даты получения справки.

Отметим, что на практике возникают ситуации, когда врачебной комиссией фиксируется страховой случай – причинение вреда здоровью в связи с заболеванием или его осложнениями (пп. «б» п. 2 Указа №313). Однако в дальнейшем они могут привести к установлению стойкой утраты трудоспособности (группы инвалидности) или смерти (а это уже страховые случаи пп. «в» и «а» п. 2 Указа соответственно).

Как производить выплату в подобных ситуациях? Согласно п. 4 Указа №313 по каждому страховому случаю определена отдельная страховая выплата. Вместе с тем представляется, что наступление у одного медицинского работника таких страховых случаев, как смерть или инвалидность, не может рассматриваться без взаимосвязи с иным страховым случаем в виде причинения вреда здоровью в результате заболевания коронавирусом или его осложнений.

Таким образом, при наступлении страховых случаев в виде заболевания или инвалидности единовременная страховая выплата может быть выплачена по каждому из них в размерах, определенных Указом. Если же наступает иной страховой случай (например, заболевание превращается в инвалидность или заболевание/инвалидность перетекают в смерть), то в данном случае осуществляется доплата к ранее предоставленной выплате.

Апелляция

До 31 декабря 2020 года действовало Временное положение (утв. постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 №695), которое не предусматривало апелляционного порядка обжалования решений врачебной комиссии. Многие медики в тот период обращались сразу в суд. После регулятор пересмотрел подход к расследованию страховых случаев (постановление Правительства РФ от 20.02.2021 №239).

Сейчас медицинский работник, не согласный с решением врачебной комиссии, имеет право подать заявление в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья (региональный Минздрав) в течение 1 месяца со дня его вынесения.

При поступлении такого заявления формируется апелляционная комиссия, в которую входят представители: регионального Минздрава, медицинских организаций субъекта РФ (председатель апелляционной комиссии), профсоюзов, профессиональных НКО, созданных медицинскими работниками, ФСС, члены врачебной комиссии (по решению председателя апелляционной комиссии).

Срок рассмотрения заявления – 5 рабочих дней со дня поступления.

В случае пересмотра решения врачебной комиссии апелляционная комиссия не позднее 1 рабочего дня с даты его принятия направляет в ФСС справку для выплаты.

Отметим, что Временное положение не содержит требования по принятию решения апелляционной комиссией путем достижения единогласия. В связи с чем возникает вопрос, имеется ли возможность у члена комиссии при расследовании страхового случая высказать «особое мнение». И будет ли ФСС его рассматривать? Ответить на данный вопрос пока нельзя ввиду отсутствия соответствующей правовой нормы и судебной практики.

Суд: на чьей стороне правда?

Зачастую медицинский работник, пройдя даже апелляцию, не получает положенную выплату и вынужден обращаться в судебные инстанции. Распространенным отказом в признании случая страховым на этапе комиссии является такой аргумент, как невозможность установления точного источника заражения (например, когда работник непосредственно не оказывал медицинскую помощь пациенту, а только перевозил его). Однако суды встают на сторону медиков и признают такой довод комиссии необоснованным.

Рассмотрим показательный случай из судебной практики. Фельдшеру, заразившемуся на работе COVID-19, отказали в страховой выплате. Причины отказа врачебной комиссии как раз вышеперечисленные. Суды трех инстанций признали решение незаконным, обязали медицинскую организацию оформить справку для ФСС и выплатить фельдшеру моральную компенсацию в размере 20 тыс. рублей.

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 12.10.2021 по делу №88-21809/2021.

Заявитель, работающий в медицинской организации фельдшером, заразился коронавирусной инфекцией спустя 2 дня после перевозки пациентов с подозрением на COVID-19. Фельдшер обратился к своему работодателю с требованием о признании случая заражения страховым и выдаче соответствующей справки для уведомления ФСС. Однако решением врачебной комиссии случай не был признан страховым по следующим причинам: во-первых, были соблюдены все правила санитарно-эпидемиологического режима и инфекционной безопасности (использование средств индивидуальной защиты, дистанцирование и т. д.), во-вторых, фельдшер осуществлял только перевозку пациента и не оказывал медицинскую помощь, а в-третьих, не определен источник заражения (инкубационный период COVID-19 у фельдшера до появления симптомов заболевания составил менее 2-х дней, что меньше, чем указано в п. 3 Методических рекомендаций Минздрава России 3.10170-20).

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанции признали решение врачебной комиссии незаконным. В своих актах они указали, что заражение соответствует инкубационному периоду заражения, установленному ВОЗ и Методическими рекомендациями МР 3.1.0170-20 «Эпидемиология и профилактика COVID-19». Суд первой инстанции также указал на нарушение прав истца как работника, обязал медицинскую организацию оформить справку для ФСС и выплатить фельдшеру моральную компенсацию в размере 20 тыс. рублей.

Процесс получения страховых выплат осложняется тем, что сотрудникам медицинских организаций даже в случае положительного решения суда приходится ждать его исполнения фактически больше года, так как медорганизации зачастую подают апелляционную жалобу.

Иногда даже в случае удовлетворения требований о признании протокола врачебной комиссии недействительным заявителям приходится обращаться в суд с новым требованием о повторном расследовании случая заболевания новой коронавирусной инфекцией, как, например, в определении Четвертого кассационного суда от 21.10.2021 №88-29159/2021 по делу №2-130/2021.

Замалчивание работодателем фактов заражения медиков

Основными причинами невыплаты медикам страховых сумм являются несовершенство законодательства, а также замалчивание медицинскими учреждениями фактов заболеваний. Многие работники жалуются на использование административного ресурса в этом случае (принуждение к отказу от выплат, непроведение тестирований у сотрудников, находившихся на самоизоляции с соответствующими симптомами). Основная причина – стремление руководства медорганизаций избежать фиксации фактов профессионального заболевания. И все ради одной цели – попытки работодателя уклониться от ответственности за несоблюдение достаточных санитарно-эпидемиологических норм.

Вместе с тем Указ не содержит ссылки на вину работника или работодателя как условия, исключающего осуществление страховой выплаты. Она производится вне зависимости от этого (письмо Минздрава РФ от 06.07.2020 №28-1/И/2-9309).

Данная позиция отражена и в судебной практике. Например, в деле №88-15504/2021 суд обоснованно указал, что непроведение в установленном законом порядке расследования несчастного случая работодателем не может быть поставлено в вину сотруднику и, как следствие, не может лишать его предусмотренных законом гарантий.

В связи с большим количеством практических проблем и обращений представителей медицинского сообщества, профсоюзов, а также субъектов РФ федеральными органами власти были сделаны попытки разъяснить положения Указа №313 (письма Минздрава России от 19.05.2020 №28-0/И/2-6770 и от 06.07.2020 №28-1/И/2-9309). Однако, как видно, попытки прекратились еще в июле 2020 года, а проблемы остались.

Как было указано выше, на практике существует проблема в получении страховых выплат немедицинским персоналом по причине того, что они не являются медработниками и не осуществляют прямое взаимодействие с пациентами с подтвержденной коронавирусной инфекцией. Несмотря на то что судебная практика по таким делам пока что в полной мере не сложилась, однако имеются положительные судебные решения. Многие дела, по которым немедицинским работникам было отказано в оформление справки, подтверждающей причинно-следственную связь между заражением COVID-19 и исполнением трудовых обязанностей, отправляются на новое рассмотрение (например, дела №88-16587/2021, №88-17645/2021).

Суды также справедливо обращают внимание не на наименование должности, а на должностной функционал работника.

Отдельно обратим внимание на позицию Верховного Суда РФ о рассматриваемых выплатах (изложена в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории РФ новой коронавирусной инфекции). Так, указывается, что выплата положена не только сотрудникам, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам с коронавирусной инфекцией, но и медработникам, которые при выполнении должностных обязанностей контактируют с такими пациентами.

Например, в деле №88-15504/2021 сотрудник занимал должность младшего помощника по уходу за больными после инсульта. В период выполнения трудовых обязанностей он заразился COVID-19, однако работодателем было отказано в выплате страхового возмещения со ссылкой на то, что он не относится к медицинским работникам, которым положена данная выплата. Суд не согласился с указанным доводом, пояснив, что должностные обязанности сотрудника аналогичны перечисленным в ЕКС для должности младшей медицинской сестры и что при неизменности трудовой функции истца сам по себе факт переименования должности не может лишать сотрудника предусмотренных законом гарантий.
Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Вам также будет интересно
11153
0
Комментарии
Задать вопрос