02 февраля 2016 года вступил в юридическую силу Приказ Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н (далее – Приказ Минтруда № 1024н), утвердивший новые классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Также напомним, что в июле 2016 года на основании Приказа Минтруда России от 05.07.2016 № 346н были внесены изменения в Приказ № 1024н.
При этом, в связи с изданием Приказа Минтруда № 1024н утратили силу классификации и критерии, которые были утверждены Приказом Минтруда России от 29.09.2014 № 664н (далее - Приказ Минтруда № 664н) и применялись всего чуть более года (с 23.12.2014 по 01.02.2016). А еще ранее, классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, были установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1013н (далее – Приказ Минздравсоцразвития № 1013н), который был признан недействительным на основании Приказа Минтруда № 664н.
Сегодняшняя публикация Факультета Медицинского Права посвящена анализу изменений, которым подверглись классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан с 2009 года и по настоящее время.
Основное о медико-социальной экспертизе
Медико-социальная экспертиза представляет собой процедуру по признанию лица инвалидом и определению в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (ст. 7 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 181-ФЗ)).
Инвалидом, в соответствии со ст. 1 ФЗ № 181-ФЗ признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (порядок и условия признания лица инвалидом установлены Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (далее – Постановление Правительства № 95)).
Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Установление ограничения жизнедеятельности и реабилитационного потенциала в рамках МСЭ
Медико-социальная экспертиза проводится с целью установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
Согласно абз. 2 ст. 7 ФЗ № 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (в настоящее время, названные классификации и критерии утверждены Приказом Минтруда № 1024н).
Кто проводит МСЭ (медико-социальную экспертизу)
В соответствии со ст. 8 ФЗ № 181-ФЗ субъектами, осуществляющими медико-социальную экспертизу и устанавливающим гражданину инвалидность, могут являться исключительно федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, включающие в себя:
- Федеральное бюро медико-социальной экспертизы;
- Главное бюро медико-социальной экспертизы;
- Бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (являются филиалами главных бюро).
Обращаем внимание на то, что согласно Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 медико – социальная экспертиза является лицензируемым видом деятельности.
Направление на медико-социальную экспертизу может быть выдано следующими субъектами (п. 15 Постановления Правительства № 95):
- Медицинской организацией (независимо от ее организационно-правовой формы)
Направление выдается по форме № 088/у-06, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 № 77; - Органом, осуществляющим пенсионное обеспечение
Направление выдается по форме, утвержденной Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.12.2006 № 874; - Органом социальной защиты населения
Направление выдается по форме, утвержденной Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.12.2006 № 874;
Медицинская организация, в частности, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. В направлении на медико-социальную экспертизу указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий. В случае отказа гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, медицинская организация обязана выдать ему справку, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах самостоятельно.
Порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина
Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя) в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы РФ), а в случае обжалования гражданином решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования - в главном бюро медико-социальной экспертизы. Федеральным же бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования. Кроме того, установлено, что медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро (п. 20-24 Постановления Правительства № 95).
В соответствии с п. 25 Постановления Правительства № 95 медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (так же в проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля).
Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы (п. 28 Постановления Правительства № 95).
Обязательным является ведение протокола при проведении медико-социальной экспертизы гражданина, а по результатам медико-социальной экспертизы должен быть составлен акт (по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 13.04.2015 № 228н), который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью (п. 26 и 29 Постановления Правительства № 95).
Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации, которая утверждается руководителем соответствующего бюро, а выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.
Так же гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации, а гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.
О значении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы
Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, необходимы для определения основных видов стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.
Критерии же, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основания установления групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид»).
Общее и различное в критериях и классификациях
В настоящее время, согласно Приказу Минтруда № 1024н классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, включают в себя следующие разделы:
- Классификации основных видов стойких расстройств функций организма человека и степени их выраженности;
- Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий;
- Критерий для установления инвалидности;
- Критерии для установления групп инвалидности.
Отметим, что классификации и критерии, утвержденные и Приказом Минздравсоцразвития № 1013н и Приказом Минтруда № 664н, состояли из тех же разделов, за исключением одного – критерий для установления инвалидности в названных актах отсутствовал.
Обращаем внимание на то, что введение критерия для установления инвалидности стало одним из важнейших изменений, вступивших в силу на основании Приказа Минтруда № 1024н.
Следует учитывать, что в п. 8 Приказа Минтруда № 1024н с 09 августа 2016 года критерий для установления инвалидности принят в зависимости от возраста.
Так, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте до 18 лет является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению любой категории жизнедеятельности человека и любой из трех степеней выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость социальной защиты ребенка.
Ниже будут представлены различия в остальных разделах классификаций и критериев, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, которые действуют сейчас и действовали ранее (на основании Приказа Минздравсоцразвития № 1013н и Приказа Минтруда № 664н).
Классификации основных видов стойких расстройств функций организма человека и степени их выраженности
В данном разделе представлены 2 классификации:
- Виды стойких расстройств функций организма человека
- Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека
Отметим, что действующие классификации основных видов стойких расстройств функций организма человека практически идентичны тем, которые были утверждены Приказом Минтруда № 664н, однако имеют некоторые различия с классификациями, установленными Приказом Минздравсоцразвития № 1013н. Информация об этом представлена в сравнительной таблице № 1.
Действующие нормы, связанные с определением степени выраженности стойких расстройств функций организма человека так же совпадают с нормами Приказа Минтруда № 664н и при этом, значительно отличаются от норм Приказа Минздравсоцразвития № 1013н.
Это связано с тем, что в соответствии с Приказами Минтруда № 1024н и № 664н степень выраженности стойких нарушений функций организма человека оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 % в соответствии с количественной системой оценки (действующая количественная система оценки установлена в Приложении к Приказу Минтруда № 1024н), в то время как по Приказу Минздравсоцразвития № 1013н степень выраженности нарушений функций организма определялась лишь при комплексной оценке различных показателей без установления определенного диапазона, соответствующего количественной системе оценки (поскольку впервые количественная система оценки была введена лишь Приказом Минтруда № 664н). Информация и степени выраженности стойких нарушений функций организма человека представлена в сравнительной таблице № 2.
Отметим, что в Приказах Минтруда № 1024н и № 664н установлено, что при наличии нескольких стойких нарушений функций организма человека, отдельно оценивается и устанавливается степень выраженности каждого из таких нарушений в процентах. Сначала устанавливается максимально выраженное в процентах нарушение той или иной функции организма человека, после чего определяется наличие (отсутствие) влияния всех других имеющихся стойких нарушений функций организма человека на максимально выраженное нарушение функции организма человека. При наличии указанного влияния суммарная оценка степени нарушения функции организма в процентном выражении может быть выше максимально выраженного нарушения функций организма, но не более чем на 10 процентов.
Подобное положение отсутствовало в Приказе Минздравсоцразвития № 1013н.
При этом, обращаем внимание на то, что Приказом Минтруда № 1024н введена новая норма о том, что если Приложением к Приказу № 1024н не предусмотрена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений той или иной функции организма человека, то степень выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентном выражении устанавливается федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии с абзацами 3-6 п. 4 Приказа № 1024н, исходя из клинико-функциональной характеристики заболеваний, последствий травм или дефектов, обусловивших вышеуказанные нарушения, характера и тяжести осложнений, стадии, течения и прогноза патологического процесса.
Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий
Основные категории жизнедеятельности совпадают как в Приказах Минтруда № 1024н и № 664н, так и в Приказе Минздравсоцразвития № 1013н и являются следующими:
- Способность к самообслуживанию;
- Способность к самостоятельному передвижению;
- Способность к ориентации;
- Способность к общению;
- Способность контролировать свое поведение;
- Способность к обучению;
- Способность к трудовой деятельности.
В отношении каждой из названных категорий выделяются 3 степени выраженности ограничений, которые так же практически полностью совпадают во всех трех названных приказах (за исключением категории по способности к обучению, отличающейся в Приказе Минздравсоцразвития № 1013н).
Отметим, что степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.
Информация о категории жизнедеятельности человека совместно с информацией о степени выраженности ограничений представлена в таблице № 3.
Критерии для установления групп инвалидности
Существенным изменениям подверглись нормы о критериях для установления групп инвалидности. При этом, отметим, что действующие критерии отличаются от критериев установления групп инвалидности, которые были определены как Приказом Минтруда № 664н, так и Приказом Минздравсоцразвития № 1013н.
Так, в настоящее время, в связи с введением в Приказ Минтруда № 1024н критерия для установления инвалидности, критерии для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с п. 8 Приказа Минтруда № 1024н.
Кроме того, согласно Приказу № 1024н при установлении группы инвалидности степень выраженности стойких нарушений функций организма должна учитываться в процентных значениях (в определенном диапазоне). Сравнительная информация по критериям установления групп инвалидности представлена в таблице № 4.
Об изменении количественной системы оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека
На основании количественной системы оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами (далее – Количественная система оценки), установленной в Приложении к Приказу Минтруда № 1024н, определяется степень выраженности стойких нарушений функций организма человека.
В соответствии с Приложением к Приказу Минтруда № 1024н Количественна система оценки представляет собой таблицу, в которой установлена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных теми или иными болезнями с учетом клинико-функциональной характеристики стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами. Таблица по количественной системе оценки включает в себя такие подразделы, как:
- Классы болезней (по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра (далее –МКБ-10));
- Блоки болезней (по МКБ-10);
- Наименования болезней, травм или дефектов и их последствия;
- Рубрика МКБ-10 (код);
- Клинико-функциональная характеристика стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
- Количественная оценка (%).
Напомним, что впервые Количественная система оценки была установлена Приказом Минтруда № 664н (в качестве Приложения), однако в настоящее время применению подлежит Количественная система оценки, утвержденная Приказом Минтруда № 1024н.
Следует обратить внимание на то, что некоторые положения новой Количественной системы оценки отличаются от предыдущей, установленной Приказом Минтруда № 664н.
В частности, Приложение к Приказу Минтруда № 1024н было дополнено такими заболеваниями и дефектами, встречающимися у детей, как инсулинзавизимый сахарный диабет, протекающий в детском возрасте, расщелина губы и нёба (заячья губа и волчья пасть), фенилкетонурия, бронхиальная астма, протекающая в детском возрасте. Также более подробно изложены нарушения функций, обусловленные такими заболеваниями, встречающимися у детей как муковисцидоз, врожденные пороки развития, в том числе пороки сердца, костно-мышечной системы (врождённый вывих бедра, косолапость и т.д), ЦНС (в том числе и гидроцефалия), хроническая почечная недостаточность.1
В заключение
Подводя итог проведенного в настоящей статье правового исследования считаем необходимым выделить следующие основные изменения, произошедшие с классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы на основании применяемого в настоящее время Приказа Минтруда № 1024н:
- впервые введены критерии установления инвалидности (отдельно установлен критерий для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше и отдельно – в возрасте до 18 лет);
- введена норма о том, что если Приложением к Приказу Минтруда № 1024н не предусмотрена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений той или иной функции организма человека, то степень выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентном выражении устанавливается федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы самостоятельно (в соответствии с абз. 3-6 п. 4 Приказа Минтруда № 1024н, исходя из клинико-функциональной характеристики заболеваний, последствий травм или дефектов, обусловивших вышеуказанные нарушения, характера и тяжести осложнений, стадии, течения и прогноза патологического процесса);
- изменены критерии для установления групп инвалидности (новые критерии применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с п. 8 Приказа Минтруда № 1024н и предусматривают необходимость учета степени выраженности стойких нарушений функций организма в процентных значениях (в определенном диапазоне) при определении группы инвалидности);
- количественна система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами скорректирована и дополнена заболеваниями, отсутствующими в Приказе Минтруда № 664н.
При этом, как и в предыдущих нормативных правовых актах, Приказом Минтруда № 1024н сохранено 6 основных групп видов стойких расстройств функций организма человека. Также сохранены 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека и алгоритм оценивания степени выраженности таких нарушений в процентах (в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10%).
В заключение полагаем важным также сообщить о том, что по мнению некоторых экспертов необходимость утверждения новых классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан, возникла в связи с тем, что предыдущие критерии, применяемые на основании Приказа Минтруда № 664н вызывали на практике многочисленные жалобы и проблемы. Оказалось, что многие тяжелобольные люди, в первую очередь – дети (например, больные сахарным диабетом), не могли быть признаны инвалидами, и не получали соответствующих возможностей лечения и реабилитации. Также производились массовые «снятия» граждан с инвалидности.2
В частности, А. Кушаков и Линь Нгуен (сотрудники Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива») сообщают следующее: «В свое время приказ Минтруда России от 29.09.2014 № 664н внес изменения в концепцию установления инвалидности, обозначив переход от медико-социальной модели установления инвалидности к исключительно медицинской. Этот подход имел свои положительные и отрицательные стороны. Так проведение медико-социальной экспертизы, например, у детей было осложнено серьезным отличием заболеваний у взрослых и детей. Надо понимать, что некоторые заболевания легче переносятся взрослыми, но всерьез влияют на нормальное развитие ребенка, а часть из них вообще у взрослых не встречается. Выяснилось также, что в документе не учтены некоторые виды заболеваний (сахарный диабет, муковисцидоз). К тому же изменение подхода в определении инвалидности привело к тому, что в ходе переосвидетельствования не все люди с инвалидностью остались в этом статусе. Это часто вызывало недовольство.».3
Отметим, что мнения относительно того, на сколько новый Приказ Минтруда № 1024 исправил недостатки, существующие в предыдущих нормативных правовых актов, и упростил процедуру получения гражданином инвалидности разнятся.
Так, по мнению М. Топилина (Министра труда и социальной защиты РФ) Приказом Минтруда № 1024н «конкретизированы подходы к оценке степени выраженности нарушенных функций организма и критерии установления инвалидности, в том числе детям, уточнены формулировки, что позволит исключить их неодинаковое толкование в различных регионах».4
В пользу позиция о том, что новый приказ Минтруда позволит исключить субъективный фактор при проведении медико-социальной экспертизы и установлении инвалидности и решит проблемы, существовавшие при действии Приказа Минтруда № 664н приводятся также доводы о том, что в Приказ Минтруда № 1024н включено множество отсутствовавших ранее заболеваний (а некоторые заболевания уточнены), а также сделана детальная проработка формулировок клинико-функциональной характеристики стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами.5
Однако, несмотря на то, что Приказ Минтруда № 1024 действительно устранил некоторые проблемы, возникшие в период действия Приказа Минтруда № 664н, в профессиональном сообществе существуют опасения, что новый приказ Минтруда будет, к сожалению, способствовать внедрению субъективного подхода при осуществлении медико-социальной экспертизы.
Такие опасения связаны с тем, в первую очередь, что по болезням, травмам или дефектам и их последствиям, в отношении которых не предусмотрена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений той или иной функции организма человека степень выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентном выражении должна устанавливаться сотрудником службы медико-социальной экспертизы.6
Кроме того, существуют и иные проблемы, связанные с получением инвалидности в соответствии с классификациями и критериями, утвержденными Приказом Минтруда № 1024.
К одной из таких проблем относится то, что в связи с введением общего критерия для установления инвалидности (согласно которому критерием для установления инвалидности лицам в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты) инвалидность не может быть установлена вообще (независимо от болезни), если, например, ограничена одна способность 1 степени.
Таким образом, на основании изложенного выше, полагаем, что введение в действие Приказа Минтруда № 1024н является положительным шагом к развитию нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы, связанные с институтом признания лица инвалидом, но, при этом, новые классификации и критерии используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан, содержат ряд недостатков (как и предыдущие), которые приводят к увеличению риска «субъективизма» при решении вопроса о признании лица инвалидом, а также к усложнению процедуры такого признания.
- 1http://labirint42.ru/zdorove/invalidnost-po-novomu-vstupayut-v-silu-novye-kriterii-ustanovleniya-invalidnosti.htm1
- 2https://www.miloserdie.ru/news/eksperty-chto-menyaet-novyj-prikaz-o-kriteriyah-invalidnosti/; http://labirint42.ru/zdorove/invalidnost-po-novomu-vstupayut-v-silu-novye-kriterii-ustanovleniya-invalidnosti.htm1; http://www.diabetes-ru.org/es/news/rda-news/diabet-i-invalidnost-s-fevralja-2016-goda
- 3https://www.miloserdie.ru/news/eksperty-chto-menyaet-novyj-prikaz-o-kriteriyah-invalidnosti/
- 4http://labirint42.ru/zdorove/invalidnost-po-novomu-vstupayut-v-silu-novye-kriterii-ustanovleniya-invalidnosti.htm1
- 5Там же
- 6http://www.diabetes-ru.org/es/news/rda-news/diabet-i-invalidnost-s-fevralja-2016-goda
по подписке
* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения