Бывает, что пациенты в клинике ведут себя неадекватно: вместо сотрудничества с врачами хамят им и персоналу, пропускают приемы, не выполняют назначений, зато строчат жалобы и требуют особого отношения. Оказание таким людям медуслуг выливается для медорганизаций в постоянную «головную боль». Часто тревожные звоночки – признаки будущих проблем – видны уже «с порога», и тогда сотрудники клиники ищут способы отказать пациенту в заключении договора. Насколько это законно? Что делать, если договор уже заключен? Рассказываем, можно ли предотвратить или прервать эту кабалу на законных основаниях.
Отказ с порога: почему так нельзя?
Надо начать с того, что договор об оказании платных медицинских услуг (далее – ПМУ) является публичным договором (п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ)), что подразумевает обязанность клиники оказывать услуги каждому, кто в нее обратился без права отдавать предпочтение одному пациенту перед другим и без права дифференцировать стоимость услуг. Безусловно, речь идет об оказании медицинских услуг в рамках лицензии клиники. Это значит, что медицинская организация не вправе отказать пациенту в заключении договора при наличии возможности оказать необходимые медицинские услуги.
Под этим подразумевается возможность клиники оказать услугу качественно и безопасно (наличие показаний, отсутствие противопоказаний), а также наличие соответствующих организационно-технических возможностей (лицензия, медицинские работники, оборудование и т. п.). Такие выводы были сделаны Конституционным Судом РФ (КС РФ) еще в далеком 2002 году при рассмотрении дела одной пациентки по поводу отказа ей в заключении договора об оказании медицинских услуг (определение КС РФ от 06.06.2002 №115-О).
«Наша встреча была ошибкой»: как прервать неконструктивные отношения?
Бывают ситуации, когда договор об оказании ПМУ уже заключен, при этом в ходе его исполнения у клиники возникает желание прервать отношения с пациентом.
Существует два механизма прекращения договора: