Закупка лекарственных препаратов для государственных (муниципальных) нужд – строго регламентированный процесс. Однако разночтения возникают при определении начальной (максимальной) цены контракта на аукционе (конкурсе), цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (НМЦК), или начальной цены единицы товара (НЦЕ). Расскажем, как заказчику правильно определить и обосновать цену лекарственных препаратов (ЛП) при закупке, как и на каком основании можно ее оспорить.
«Основные правила»
Порядок определения НМЦК, НЦЕ утвержден приказом Минздрава России от 19.12.2019 №1064н (далее – Порядок). Отметим, он не касается закупок ЛП, изготовленных аптечными организациями (п. 1 Порядка).
При расчете единицы препарата необходимо учитывать эквивалентные лекарственные формы и дозировки (п. 2 Порядка). По общему правилу, метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК (ч.6 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее – закон №44-ФЗ). Однако Порядок обязывает заказчика применять также тарифный метод, расчет средневзвешенной цены, использовать референтную цену (п. 2).
Цена (начальная цена) единицы ЛП должна определяться как минимальное значение из цен, рассчитанных с одновременным применением вышеуказанных методов (п. 8 Порядка).
Выбор методов определения цены закупки зависит от целей и объекта закупки.
Важное правило для определения НМЦК: предметом одного контракта (одного лота) не могут быть ЛП с различными МНН или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями, если НМЦК превышает предельное значение, установленное постановлением Правительства РФ от 17.10.2013 №929.
Методы формирования НМЦК
- Метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).
Заказчик учитыва...
В частности, при закупке у единственного поставщика для оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи (далее – неотложная медицинская помощь) заказчик вправе определить цену контракта исключительно методом сопоставимых рыночных цен (п. 11 Порядка).
А при закупке лекарств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), заказчик должен (обязательно, но не исключительно) использовать тарифный метод (п. 4 Порядка).
Значение референтной цены по состоянию на 1 мая т.г. обязательно к применению в отношении закупок, размещенных в период с 1 июня по 30 ноября т.г., а значение по состоянию на 1 ноября т.г. – с 1 декабря т.г. по 31 мая следующего года (п. 6 Порядка).
К примеру, 10 млн рублей для Москвы (постановление Правительства Москвы от 29.03.2016 № 117-ПП), 3 млн рублей для Санкт-Петербурга (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.08.2016 № 753);
Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567.