Законодатель предложил применять медиацию для урегулирования конфликтов, возникающих при оказании медицинской помощи по ОМС
Уважаемые читатели! Информируем Вас о том, что в настоящее время осуществляется реализация Федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» Национального проекта «Здравоохранение» (далее – Федеральный проект).
В соответствии с данным проектом предполагается, что страховыми медицинскими организациями в 2019 – 2024 годах будет осуществляться досудебное урегулирование претензий застрахованных лиц к медицинским организациям по результатам оказания им медицинской помощи1.
Для этого, согласно Федеральному проекту, всеми страховыми медицинскими организациями должны быть открыты офисы (представительства) по защите прав застрахованных лиц в каждом субъекте РФ на получение бесплатной медицинской помощи по программам ОМС и предоставлении права организации и проведения контрольно-экспертных мероприятий экстерриториально (т.е. по месту оказания медицинской помощи (обращения за медицинской помощью) независимо от места страхования), в т.ч. с применением процедуры медиации (внесудебному урегулированию) при нарушении прав застрахованных лиц.
В целях реализации обозначенных задач (по крайней мере, так сообщается в пояснительной записке к законопроекту) законодателем подготовлен законопроект, которым предложено внести ряд дополнений в следующие федеральные законы (данный законопроект находится на общественном обсуждении с 19.09.2019 по 09.102019):
Наименование федерального закона | Дополнения, предложенные внести в федеральный закон |
---|---|
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323-ФЗ) |
Ст. 19 ФЗ № 323-ФЗ предложено дополнить нормой о том, что споры между пациентами и медицинскими организациями, возникающие из правоотношений, связанных с оказанием медицинской помощи, в т.ч. в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, могут быть урегулированы путем применения процедуры медиации в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее – ФЗ № 193-ФЗ).
Примечание: по неясной для нас причине законодатель предлагает дополнить данной нормой ст. 19 ФЗ № 323-ФЗ, в которой установлено право граждан на медицинскую помощь и названы особенности реализации данного права, в то время, как возможность урегулирования споров между пациентом и медицинской организацией путем медиации является совершенно другим правом, предоставленным как пациентам, так и медицинским организациям. В связи с указанным, представляется, что логичнее все-таки было бы предусмотреть представленное выше положение о возможности проведения медиации в отдельной новой статье ФЗ № 323-ФЗ.
|
Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 326-ФЗ) |
Ст. 14 ФЗ № 326-ФЗ предложено дополнить рядом норм об открытии страховыми медицинскими организациями офисов по защите прав застрахованных лиц.
В частности, установлено, что страховые медицинские организации для обеспечения защиты прав застрахованных лиц при получении медицинской помощи за пределами субъекта РФ, в котором выдан полис ОМС, открывают офисы по защите прав застрахованных лиц (далее – офисы) на территории субъекта РФ при отсутствии у нее договора о финансовом обеспечении ОМС, заключенного с территориальным фондом ОМС этого субъекта РФ.
При этом, проектом предусмотрено, что страховая медицинская организация должна открывать офис в субъекте РФ при наличии одновременно следующих трех условий:
В тех же субъектах РФ, которые не соответствуют представленным выше трем требованиям, обеспечение защиты прав застрахованных лиц при получении медицинской помощи за пределами субъекта РФ, в котором выдан полис ОМС, должно будет осуществляться на основании договора поручения страховой медицинской организацией, осуществляющей деятельность в сфере ОМС на территории указанного субъекта РФ на основании договора о финансовом обеспечении ОМС (далее – уполномоченные страховые медицинские организации).
Договор поручения должен будет заключаться между страховой медицинской организацией, не имеющей на территории субъекта РФ договора о финансовом обеспечении ОМС, и страховой медицинской организацией, имеющей на территории данного субъекта РФ такой договор и наибольшую численность застрахованных лиц в этом субъекте РФ по состоянию на 1 сентября предшествующего года, которая не вправе отказать в заключении такого договора.
Проектом предусмотрено, что указанные офисы и уполномоченные страховые медицинские организации в целях осуществления защиты прав застрахованных лиц будут выполнять следующие действия:
Сроки и этапы открытия страховыми медицинскими организациями офисов в субъектах РФ, а также типовая форма договора поручения должны будут быть утверждены Минздравом РФ. |
Комментарии Факультета Медицинского Права
Как следует из представленного выше, законодатель предлагает прямо зафиксировать в базовом законе в сфере охраны здоровья граждан (т.е. в ФЗ № 323-ФЗ) возможность разрешать споры между пациентами и медицинскими организациями, связанные с предоставлением медицинской помощи, в т.ч. в рамках ОМС, путем применения процедуры медиации (подробнее см. в законопрокте).
Примечание: медиация является одним из способов альтернативного (внесудебного) урегулирования конфликта с участием в качестве посредника, разрешающего конфликт, независимого лица – медиатора. В соответствии с ФЗ № 193-ФЗ проведение процедуры медиации для урегулирования спора возможно исключительно при взаимном добровольном волеизъявлении на это обеих сторон. Стороны спора самостоятельно выбирают медиаторов/организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, которые будут заниматься процедурой медиации.
Общая информация о процедуре медиации, как способе разрешения конфликта между пациентом и медицинской организацией представлена в статье Факультета Медицинского Права «Медиативная процедура урегулирования претензии пациента».
Напомним, что возможность разрешения споров путем медиации была введена в России ФЗ № 193-ФЗ еще в 2010 году. Однако складывающаяся практика медиативных процедур показывает, что их применение пока что распространено недостаточно широко и сопряжено с рядом сложностей. При этом, одной из самых сложных сфер применения процедур медиации является именно медицинская сфера, что обусловлено рядом специфических причин, в том числе и правового характера2.
В частности, в профессиональном сообществе существует дискуссия о том, допустимо ли проводить медиацию в качестве способа урегулирования конфликта, возникшего между пациентом, получившим медицинскую помощь в рамках ОМС и медицинской организацией, в которой такая помощь была оказана.
Наличие указанной дискуссии связано с тем, что ФЗ № 193-ФЗ ограничены области правоотношений, споры в рамках которых могут разрешаться путем медиации. Так, из ч. 2 ст. 1 ФЗ № 193-ФЗ следует, что применение процедуры медиации возможно к спорам, возникающим только из гражданских, трудовых и семейных правоотношений. Если же споры возникли из иных правоотношений, то медиация может применяться только в случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 3 ст. 1 ФЗ № 193-ФЗ).
По мнению ряда авторов, гражданско-правовые отношения между пациентом и медицинской организацией возникают лишь в том случае, если медицинская услуга была предоставлена пациенту на платной основе (и, соответственно, споры между пациентами и медицинскими организациями, возникающие в рамках таких правоотношений, могут быть разрешены путем медиации).
В случае же, когда медицинская помощь оказывается пациенту в рамках ОМС, гражданские правоотношения между пациентом и медицинской организацией не возникают*. Следовательно, проведение процедуры медиации между таким пациентом и медицинской организацией будет являться невозможным, поскольку правоотношения между пациентом и медицинской организацией в указанном случае не являются гражданско-правовыми, а в соответствующем федеральном законе (в ФЗ № 323-ФЗ или ФЗ № 326-ФЗ) возможности проводить медиацию по подобным спорам не предусмотрено, вопреки требованиям указанных выше ч. 2 и 3 ст. 1 ФЗ № 193-ФЗ.
В правовой доктрине сформулированы и иные правовые проблемы, мешающие развитию института медиации, как эффективного способа урегулирования конфликтов между пациентом и медицинской организацией.
В связи с указанным, в юридическом сообществе еще несколько лет назад высказывалась точка зрения о необходимости ввести правовую регламентацию медиативных процедур в ФЗ № 323-ФЗ, а точнее, прямо указать в названном законе, что на отношения, связанные с урегулированием споров при оказании медицинской помощи, распространяется действие ФЗ № 193-ФЗ3.
При этом, считаем важным обратить внимание на то, что сложившаяся практика свидетельствует, что медиация, как способ урегулирования конфликтов между медицинскими организациями и пациентами, все-таки уже применяется и имеет ряд существенных преимуществ по сравнению, например, с судебным разбирательством (к таким преимуществам, в частности, относятся конфиденциальность, экономичность, сроки разрешения конфликта, учет интересов обеих сторон спора и пр.)4.
В связи с наличием таких преимуществ в настоящее время осуществляется активное повсеместное движение по развитию медиации в сфере здравоохранения (например, как сообщается на официальном сайте Национальной медицинской палаты, инициативной группой Национальной медицинской палаты под руководством Л.М. Рошаля изучен опыт врачебной палаты Германии, организованы соответствующие конференции для врачей)5.
В отдельных российских регионах при медицинских палатах создаются центры медиации, специализирующиеся на проведении данной процедуры во «врачебных» спорах6.
Полагаем, что внесение указанной выше поправки в ФЗ № 323-ФЗ действительно будет являться новым шагом на пути к дальнейшему практическому внедрению института медиации при разрешении конфликтов между пациентами и медицинскими организациями, возникающих в связи с оказанием медицинской помощи как на платной основе, так и в рамках ОМС.
Однако, при этом огромное количество вопросом вызывает то, что внести данную поправку о медиации в ФЗ № 323-ФЗ предложено одновременно с внесением поправок в ФЗ № 326-ФЗ о создании страховыми медицинскими организациями офисов по защите прав застрахованных лиц.
Ведь как отмечено выше, в Федеральном проекте, для реализации которого, согласно пояснительной записке к Законопроекту и предлагается утвердить представленные изменения как в ФЗ № 323-ФЗ, так и в ФЗ № 326-ФЗ, создаваемые страховыми медицинскими организациями офисы (представительства) по защите прав застрахованных лиц необходимы для досудебного урегулирование претензий застрахованных лиц к медицинским организациям, в т.ч. с применением процедуры медиации (внесудебному урегулированию).
В то же время, в самом опубликованном на сегодняшний день тексте законопроекта пока что ничего не сказано о том, что такие офисы медицинских страховых организаций смогут проводить медиацию.
Таким образом, в настоящее время остается неясным каким образом законодатель видит практическую реализацию предложенной им поправки в ФЗ № 323-ФЗ, в соответствии с которой медиация станет возможной между пациентом и медицинской организацией при разрешении конфликтов, связанных с предоставленной медицинской помощью в рамках ОМС. В частности, совершенно неясно какую именно роль будут играть при проведении такой медиации офисы страховых медицинских организаций, создание которых предложено в новой редакции ФЗ № 326-ФЗ.
В завершение также отметим, что странным является то, что в пояснительной записке к законопроекту законодатель акцентирует внимание именно на необходимости установления возможности медиации в рамках медицинской помощи, предоставленной по ОМС, в то время как непосредственно из представленного выше текста законопроекта следует, что в ФЗ № 323-ФЗ предложено зафиксировать возможность медиации для разрешения споров, возникающих не только из правоотношений пациента и медицинской организации в рамках ОМС, но и из споров, связанных с оказанием медицинской помощи на платной основе (напомним, что в тексте законопроекта указано: споры (…), возникающие из правоотношений, связанных с оказанием медицинской помощи, в т.ч. в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Надеемся, что до утверждения поправок в ФЗ № 323-ФЗ и в ФЗ № 326-ФЗ законодатель все-таки внесет соответствующие уточнения.
- 1В названном проекте предусмотрено, что страховыми медицинскими организациями будут урегулированы в досудебном порядке 56,6 % в 2019 году, 60,6% в 2020 году, 65,1% в 2021 году, 69,1% в 2022 году, 73,1% в 2023 году, 77,1% в 2024 году обоснованных жалоб пациентов от общего количества поступивших жалоб.
- 2Помазкова С.И. Проблемы применения процедур медиации при урегулировании и разрешении споров в сфере медицинской деятельности // Российский судья. 2014. № 10. С. 9 – 12.
- 3Помазкова С.И. Проблемы применения процедур медиации при урегулировании и разрешении споров в сфере медицинской деятельности // Российский судья. 2014. № 10. С. 9 – 12.
- 4Минкина Н.И. Медиация как способ урегулирования конфликтов, возникающих из правоотношений в области здравоохранения // Медицинское право. 2017. № 6. С. 21 – 25.
- 5https://nacmedpalata.ru/?action=show&id=28508
-
6Старчиков М.Ю. Юридически значимые медицинские документы: нормативные положения, типовые формы и судебная практика (справочное пособие с ситуационными задачами и ответами на них). М.: Инфотропик Медиа, 2018. 314 с.;
https://nacmedpalata.ru/?action=show&id=28508
Еще более 1750 статей.