Закон дело тонкое: об ответственности чиновников за передачу сведений в ЕГИСЗ
27 мая 2023 года в Госдуму были внесены два законопроекта, которые расширяют контроль за региональными властями в сфере здравоохранения и устанавливают ответственность за передачу сведений в ЕГИСЗ. Некоторые СМИ, пытаясь быстрее остальных ухватить лакомый кусочек, без раздумья написали: «Чиновников будут наказывать за недостоверную статистику в ЕГИСЗ». Что же на самом деле в законопроектах, рассказываем далее.
Предложение о контроле за сведениями в ЕГИСЗ и ответственности
27 мая 2023 года Правительство России внесло в Госдуму два законопроекта.
Согласно первому проекту контроль за региональными властями в сфере здравоохранения расширится. Будут проверять, как чиновники обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации в ЕГИСЗ, а также сроки ее предоставления. Заниматься этим будет Росздравнадзор как уполномоченный надзорный орган.
Важно: речь идет об информации, предусмотренной п. 2 и 3 ч. 3 ст. 91.1 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – федеральный закон №323-ФЗ). К ней относятся сведения о медорганизациях и лицах, которые участвуют в осуществлении меддеятельности или обучаются в медицинских образовательных учреждениях. Размещение данной информации в ЕГИСЗ является лицензионным требованием (пп. «е» п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 №852).
Вдогонку был внесен второй проект с административной ответственностью. Так, если регионы не будут исполнять свои «цифровые обязанности», о которых писали выше, то получат штраф в размере от 15 до 25 тыс. руб. В случае повторного нарушения грозит штраф от 20 до 30 тыс. руб. либо дисквалификация на срок до 1 года.
Таким образом, в законопроектах не идет речь об ответственности за передачу недостоверных статистических данных о пациентах, смертности от заболеваний и прочего, о чем писали СМИ.
Статистическая горячка и тяготы цифровизации
ЕГИСЗ содержит большой блок данных. В него входят как сведения о медорганизациях и медработниках, так и иные.
К иным относятся данные статистического наблюдения в сфере здравоохранения (п. 6 ч. 3 ст. 91.1 федерального закона №323-ФЗ). О контроле за такими данными и ответственности в упомянутых выше законопроектах ничего не сказано. В проектах говорится только о конкретных сведениях из ЕГИСЗ: о медорганизациях, специалистах, осуществляющих меддеятельность, и обучающихся в медицинских образовательных учреждениях. Почему СМИ массово подхватили статистическую горячку и приписали чиновникам фейковую ответственность за статданные – непонятно.
Стоит напомнить, что цифровизация здравоохранения в стране идет, мягко говоря, с натугой, причем на уровне не только медорганизаций, но и регионов. Что касается статистики, то здесь вовсе не паханое поле.
«Прежде чем поднимать вопросы контроля за статистическими данными и ответственности, для начала необходимо разобраться с правовыми пробелами и неточностями в данной области. Например, в одном законе указано, что за статистику отвечает Минздрав России, а в другом – Росстат. Кроме того, до сих пор не принят порядок сбора медицинской статистики», – отмечает адвокат Полина Габай.
Что касается функций Росздравнадзора, то он осуществляет контроль только за достоверностью первичных статистических данных согласно п. 5.1.6.4 постановления Правительства РФ от 30.06.2004 №323. При этом контроль за полнотой и своевременной передачей первичных статданных, а также данных, передаваемых в рамках отраслевого наблюдения, в его круг обязанностей не входит.
В итоге остается только мечтать, что за статистику будут наказывать. Как минимум потому, что объективный подсчет данных влечет множество сложностей, в том числе и дополнительную потребность в финансировании здравоохранения.
Еще более 1750 статей.