logo
logo
31 июля 2020

«Врачи на борту» или врачи за бортом? Первая помощь на борту

logo
«Врачи на борту» или врачи за бортом? Первая помощь на борту

На просторах интернета нам встретилась интересная новость о том, что S7 Airlines и Ассоциация врачей авиационной медицины (АВАМ) запустили программу привилегий для медицинских работников под названием «Врачи на борту».

«Мы хотим, чтобы врачи, чей труд неоценим, путешествовали с большим комфортом и чаще отдыхали. И мы верим, что пассажиры S7 Airlines почувствуют себя в еще большей безопасности, ведь с ними летят профессионалы своего дела, готовые прийти на помощь», - пишет на своем сайте S7 Airlines.

Для участников программы (врачей, фельдшеров, медсестер с действующим сертификатом медицинского работника) предусмотрен ряд привилегий: скидки, приветственные мили, страховка и т.д. А покупая билет или регистрируясь на рейс S7, участник программы по желанию может сделать отметку: готов ли он оказать первую помощь на борту.

Нас в контексте данной новости, в первую очередь, заинтересовала правовая составляющая оказания медицинскими работниками помощи пассажирам. Смутило нас в этой истории то, как СМИ и «новостной интернет» преподнесли вроде бы благую идею S7 и АВАМ.

А именно, периодически интернет пестрил заголовками о том, что медицинские работники будут оказывать пассажирам «медицинскую помощь на борту». Обратите внимание, «медицинскую помощь», а не «первую помощь», как правильно об этом написано на сайте S7. Хотя, что в одном, что в другом случае имеется множество правовых нюансов.

Дабы доблестные медицинские работники, готовые всегда прийти на помощь, не были введены в заблуждение подобными новостями, мы решили кратко напомнить о некоторых правовых аспектах оказания первой помощи и медицинской помощи в «полевых условиях»:

  1. Первая помощь оказывается до предоставления медицинской помощи.
  2. Первая помощь не является медицинской помощью, хотя очень часто ее по ошибке относят к таковой.
  3. Первая помощь оказывается лицами, обязанными ее оказывать в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку (ст. 31 ФЗ № 323).
  4. С учетом анализа существующих норм и практики можно говорить о том, что врачи обязаны оказывать первую помощь.
  5. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н.
  6. Должна быть оказана именно первая помощь, а не медицинская, так как право оказания медпомощи вне медицинской организации имеется только у бригад скорой помощи.
  7. Если врач решится на оказание медпомощи вне медицинской организации, то такие действия могут быть квалифицированы как оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, что может повлечь за собой ответственность по статье 238 УК РФ.
  8. Однако выбор тактики «побега» от пострадавшего человека далеко не самый лучший вариант. Медицинский работник может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 124 УК РФ («Неоказание помощи больному») и по статье 125 УК РФ («Оставление в опасности»).
  9. В России на сегодняшний день «Законов доброго самаритянина» не существует. Это означает, что если при попытке помочь последует неблагоприятный исход, то неминуемо возникнут вопросы юридической ответственности и условий освобождения от нее.
  10. Необходимо реформировать законодательство о первой помощи, так как оно не позволяет медицинскому работнику оказать сколько-нибудь эффективную помощь. Однако законодатель не торопится решать данную проблему. P.S. Но Факультет медицинского права всегда готов!

Воздушная страховка

Помимо нюанса с оказанием первой помощи, медицинским работникам также в качестве привилегии предлагается страховка от Ингосстрах, которая якобы «защищает медика от возможных претензий со стороны пассажира, которому была оказана помощь, и обеспечивает компенсацию морального вреда, а также вреда жизни или здоровью».

Почему якобы? Во-первых, потому что мы не видим условий подобного страхования, соответственно судить об их правовой «профпригодности» сложно. Во-вторых, застраховаться от уголовной ответственности нельзя ни на борту, ни за бортом. А по части страховки от гражданско-правовой ответственности существует множество нюансов и все далеко непросто.

В последних и самых главных, исходя из наших знаний и опыта в этой сфере, смеем предположить, что подобная страховка, тем более в ситуации оказания медиком первой помощи, не принесет ожидаемого толка. Как минимум, врачу придется наизусть заучить условия страхования, чтобы потом не ошибиться в хронологии действий, которые он обязан осуществить по условиям страховки. В противном случае в страховом возмещении может быть отказано.

В завершение отметим, что было бы хорошо, если среди привилегий пассажира самолета S7 медицинские работники для успокоения души имели еще и должную правовую поддержку.

Подробно о существующих правовых проблемах в рамках рассматриваемых тем:

Будьте в курсе всех новостей.
Подписывайтесь на новости.
Комментарии 0
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1950 статей.
Комментарии