Врачебная тайна пациента станет доступной его родственникам не только после смерти пациента, но и при жизни
16 июня 2021 года Государственной Думой РФ в третьем чтении был принят законопроект, предусматривающий возможность доступа супругов и близких родственников пациента к его врачебной тайне, причем не только после смерти пациента, но и при жизни. Фактически будет введена презумпция на разглашение врачебной тайны родственникам пациента при его жизни, то есть без согласия последнего.
Предыстория
Законопроект был подготовлен в целях реализации известного постановления Конституционного Суда РФ от 13.01.2020 № 1-П «По делу о проверке конституционности частей 2 и 3 статьи 13, пункта 5 части 5 статьи 19 и части 1 статьи 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Р.Д. Свечниковой».
Напомним, что в данном деле Конституционный Суд РФ (далее – КС) разрешил многолетний спор, касающийся права родственников и иных близких лиц пациента знакомиться с его медицинской документацией после смерти. При очередной проверке конституционности ряда положений о врачебной тайне в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323-ФЗ) КC пришел к выводу о том, что после смерти пациента все-таки допускается раскрытие информации, составляющей его врачебную тайну (далее – ВТ), его супругу (супруге) и близким родственника, если при жизни последний не выразил запрет на раскрытие сведений, составляющих врачебную тайну.
В связи с указанным, КС постановил внести в действующее законодательство изменения, которые позволят нормативно определить условия и порядок доступа супругов, близких родственников или иных заинтересованных лиц к медицинской документации умершего пациента.
Т.е. начиная с 13 января 2020 года и до настоящего времени фактически действует презумпция согласия пациента на разглашение его врачебной тайны супругу (супруге) и близким родственникам после его смерти. А прочие родственники и иные лица вправе получить доступ к врачебной тайне пациента после его смерти, только если пациент обозначил этих лиц в ИДС.
Эксцесс исполнителя или хотели как лучше, а получилось…
По неизвестным причинам законодатель решил пойти дальше и ввести возможность доступа супругов и близких родственников к врачебной тайне пациента не только после его смерти, но и при жизни.
Так, с одной стороны, согласно законопроекту в ст. 13 ФЗ № 323-ФЗ, касающейся врачебной тайны, зафиксировано, что разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, супругу (супруге), близким родственникам либо иным лицам, указанным гражданином или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или ИДС на медицинское вмешательство, допускается после смерти гражданина, если гражданин или его законный представитель не запретил разглашение сведений, составляющих врачебную тайну (ч. 3.1 ст. 13 ФЗ № 323-ФЗ).
С другой стороны, проект предусмотрел также дополнения в ч. 4 и 5 ст. 22 ФЗ № 323-ФЗ, установив, что супруг (супруга), близкие родственники либо иные лица, указанные пациентом или его законным представителем в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или ИДС на медицинское вмешательство, имеют право непосредственно знакомиться с медицинской документацией пациента, а также получать медицинские документы (их копии) и выписки из них в т.ч. после его смерти, если пациент (его законный представитель) не запретил разглашение сведений, составляющих ВТ.
Из указанного следует, что, если законопроект будет подписан (а мы полагаем, что так и будет, поскольку все основные этапы принятия законопроекта уже успешно пройдены), это будет означать, что законодатель разрешит допуск к медицинской документации пациента (а значит и его врачебной тайне) при его жизни указанной группе лиц лишь на основании их особого правового статуса без согласия самого пациента. Единственным способом воспрепятствования этому будет являться заблаговременно выраженный письменный запрет пациента.
В упомянутом же выше постановлении КС речь шла исключительно о периоде после смерти пациента.
На наш взгляд, при жизни пациента ни его супруг (супруга), ни родственники не должны иметь подобных прав без письменного согласия пациента (напомним, что в настоящее время пациент имеет право разрешить доступ к своей врачебной тайне любым лицам, но при условии письменной фиксации согласия (ч. 3 ст. 13 ФЗ № 323-ФЗ)).
Указанное будет являться прямым нарушением конституционного права гражданина на неприкосновенность частной жизни, а также нарушением ряда иных прав, установленных российским и международным законодательством. Сомнительной ситуация представляется и с морально-этической стороны.
Удивительно то, что законопроект прошел все три чтения в Государственной Думе и получил положительные заключения Правового управления Аппарата Совета Федерации и Комитета Совета Федерации по социальной политике.
При этом представляется, что законодатель все-таки не понимает суть принятых поправок, поскольку в заключении Комитета Совета Федерации по социальной политике сделан вывод о том, что благодаря изменениям сведения, составляющие ВТ, после смерти гражданина в целях защиты информации о его частной жизни, могут быть разглашены указанным им при жизни лицам, включая членов семьи и близких родственников, если гражданин или его законный представитель не запретил предоставлять им указанные сведения…
То есть другая часть изменений, касающаяся периода жизни пациента, похоже прошла незамеченной, в том числе для Комитета Совета Федерации.
Правила выражения согласий (отказов) на доступ к врачебной тайне
Следует отметить, что в нормах законопроекта конкретизировано, что пациент вправе указать лиц, которым могут быть предоставлены сведения, составляющие ВТ, не только в ИДС на медицинское вмешательство, но и в отдельном письменном согласии на разглашение сведений, составляющих ВТ.
При этом неясно как именно и в каком документе должен быть выражен запрет пациента на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, должен ли запрет быть удостоверен медицинской организацией и т.д. Форма такого согласия или отказа не предложена законодателем, равно как и нет пояснений в части содержания документа, условий его оформления и др. По всей видимости, форма согласия или отказа может быть произвольной. Во всем.
Определен круг близких родственников
Несмотря на антиконституционную, на наш взгляд, «самодеятельность» и некоторые пробелы законопроекта, в нем содержится и положительное нововведение.
Так, законодатель разрешил проблему с неопределенностью круга лиц, являющихся близкими родственниками. В законопроекте четко и исчерпывающим образом определены лица, которые относятся к близким родственникам (и, соответственно, для которых презюмируется согласие пациента на разглашение ВТ), а именно:
- дети;
- родители;
- усыновленные;
- усыновители;
- родные братья;
- родные сестры;
- внуки;
- дедушки;
- бабушки.
В завершение отметим, что мы все-таки надеемся, что законодатель в последний момент одумается и не допустит установление презумпции на разглашение врачебной тайны родственникам пациента при его жизни.
Еще более 1750 статей.