Важные изменения, касающиеся проведения проверок органами надзора
Буквально на днях Факультет Медицинского Права представил своим читателям и подписчикам заметку «О новых правилах исключения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей из ежегодного плана проверок» (публикация от «15» января 2016 года).
В сегодняшней заметке снова будет затронута тема государственного контроля (надзора) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
«01» июля 2016 года начнут действовать новые изменения, а если быть точнее, ряд существенных изменений, внесенных Федеральным законом от 03.11.2015 № 306-ФЗ в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ № 294).
- О межведомственном информационном взаимодействии
- Сведения о налоговой или охраняемой законом тайне
- Приостановление проверки
- Дополнительные ограничения для органов государственного контроля (надзора) при проведении проверок
- Новая обязанность органов государственного контроля (надзора) при проведении проверок и дополнительные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
- «Мораторий» на проведение плановых проверок
О межведомственном информационном взаимодействии
С «01» июля 2016 года органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и проведении проверок будут наделены правом запрашивать и получать на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством РФ перечень, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия в сроки и порядке, которые установлены Правительством РФ (часть 8 статьи 7 ФЗ № 294).
Стоит заметить, что на данный момент ни подобный перечень документов, ни сроки, ни порядок межведомственного информационного взаимодействия еще не приняты. Хочется надеяться, что законодатель в ближайшее время утвердит такие недостающие нормативные правовые акты дабы новые права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могли быть реализованы.
Сведения о налоговой или охраняемой законом тайне
Важно, что запрос документов и (или) информации, содержащих сведения, составляющие налоговую или иную охраняемую законом тайну, будет допускаться в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Однако, в таком случае, должно быть соблюдено обязательное условие, о том, что проверка соответствующих сведений обусловлена именно необходимостью установления факта соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований и предоставление указанных сведений предусмотрено федеральным законом (часть 9 статьи 7 ФЗ № 294).
Следует знать, что передача в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) информации, их раскрытие, в том числе ознакомление с ними, должна осуществляться с учетом требований законодательства о государственной и иной охраняемой законом тайне, а именно: с учетом требования Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», Указа Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера».
Так, например, согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее – ФЗ № 98) обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать цель и правовое основание затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации.
На документах, предоставляемых органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц – полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства) (часть 4 статьи 6 ФЗ № 98).
Приостановление проверки
В связи с наделением права органов государственного контроля (надзора) правом получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия, проведение проверки может быть приостановлено руководителем (заместителем руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля на срок, необходимый для осуществления межведомственного информационного взаимодействия, но не более чем на 10 рабочих дней.
Важно знать, что повторное приостановление проведения проверки не допускается.
При этом, на период данного срока приостанавливаются связанные с указанной проверкой действия органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля на территории, в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, на иных объектах субъектах малого предпринимательства (часть 2.1 статьи 13 ФЗ № 294).
Из данной нововведенной нормы получается, что приостановление всех действий, связанных с проверкой, распространяется только на субъекты малого предпринимательства, но никак не на другие субъекты.
Обращаем внимание на то, что полномочие приостанавливать проведение проверки впервые предоставлено органу надзора.
Напомним, что по общему правилу, согласно части 1 статьи 13 ФЗ № 294, общий срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней. Для субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия, и 15 часов для микропредприятия в год (ч.2 ст 13 ФЗ № 294).
При этом, отметим, что в случае, если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, может быть установлен сокращенный срок проведения проверок (в настоящий момент нормативный правовой акт о подобных сроках не принят).
Дополнительные ограничения для органов государственного контроля (надзора) при проведении проверок
С «01» июля 2016 года для органов государственного контроля (надзора) при проведении проверок возложено 2 дополнительных ограничения. Так, указанные органы не вправе:
- требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень (пункт 8 статьи 15 ФЗ № 294);
- требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления информации, которая была представлена ранее в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и (или) находится в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах (пункт 9 статьи 15 ФЗ № 294). К таковым можно совершенно точно отнести реестр лицензий, реестр сведений о медицинских изделиях, пр.
Новая обязанность органов государственного контроля (надзора) при проведении проверок и дополнительные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Органы государственного контроля (надзора) дополнительно наделены обязанностью знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия (пункт 7.1. статьи 18 ФЗ № 294), соответственно юридические лица и индивидуальные предприниматели наделены соответствующими правами как то:
- знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация (пункт 2.1. статьи 21 ФЗ № 294);
- представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля по собственной инициативе (пункт 2.2. статьи 21 ФЗ № 294).
Отметим, что, к сожалению, закон не раскрывает понятие термина «знакомиться», поэтому не совсем ясно, что в данном случае будет пониматься под данным словом и как это будет на практике реализовываться органами контроля.
«Мораторий» на проведение плановых проверок
Напоминаем, что Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ внесены изменения, согласно которым с «1» января 2016 года по «31» декабря 2018 года для субъектов малого предпринимательства государством установлен «мораторий» на проведение плановых проверок (статья 26.1 ФЗ № 294).
Исключение составляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, перечень которых установлен Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944.
К сфере здравоохранения в соответствии с указанным постановлением относятся медицинские организации:
- оказывающие амбулаторно – поликлиническую медицинскую помощь (при проведении плановой проверки органами, осуществляющими лицензирование медицинской деятельности, а также государственным пожарным надзором и санитарно – эпидемиологическим надзором);
- оказывающие стационарную и санаторно – курортную медицинскую помощь (при проведении плановой проверки органами, осуществляющими лицензирование медицинской деятельности, а также государственным пожарным надзором и санитарно -эпидемиологическим надзором);
- оказывающие скорую медицинскую помощь (при проведении плановой проверки органами, осуществляющими лицензирование медицинской деятельности).
Информация об изменениях в нормативных правовых актах в области осуществления государственного контроля (надзора) была отражена в другой заметке Факультета Медицинского Права «Об изменениях Федерального закона по осуществлению государственного контроля (надзора)» (публикация от «20» июля 2015 года).
Еще более 1750 статей.