Новые показатели, характеризующие критерии независимой оценки качества условий оказания медицинских услуг
Уважаемые читатели!
Информируем Вас о том, что 4 июня 2018 года вступили в силу утвержденные Минздравом России показатели, характеризующие общие критерии оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, в отношении которых проводится независимая оценка (утверждены в Приказе Минздрава России от 04.05.2018 № 201н) (далее – Показатели № 201н, Приказ № 201н, соответственно).
Отметим, что данные Показатели были приняты взамен действовавшим ранее показателям, характеризующим общие критерии оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, утвержденным Приказом Минздрава России от 28.11.2014 № 787н (далее – Показатели № 787н, Приказ № 787н), утратившим силу с 4 июня 2018 года.
Ниже, в настоящей статье будет представлена информация о различиях в старых и новых показателях.
Общее о независимой оценке
Независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями (далее – независимая оценка) является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве условий оказания услуг медицинскими организациями, а также в целях повышения качества их деятельности. При этом, следует учитывать, что подобная оценка не осуществляется в целях контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также экспертизы и контроля качества медицинской помощи (ч. 1 ст. 79.1 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ) (далее – ФЗ № 323-ФЗ).
К медицинским организациям, в отношении которых в обязательном порядке должна проводится независимая оценка, относятся медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности).
Проведение независимой оценки осуществляется общественными советами по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями (далее – общественные советы) не чаще чем 1 раз в год и не реже чем 3 раз в три года в отношении одной и той же медицинской организации (ч. 8 ст. 79.1 ФЗ № 323-ФЗ).
Перечни медицинских организаций, в отношении которых проводится независимая оценка, подлежат утверждению такими общественными советами.
А перечень видов медицинских организаций, в отношении которых независимая оценка не проводится, утверждается Минздравом РФ с предварительным обсуждением на общественном совете по проведению независимой оценки*.
*Примечание: обращаем внимание, что такой перечень был утвержден Минздравом России в Приказе от 28.04.2018 № 197н и вступает в силу 9 июня 2018 года.
В соответствии с названным приказом к медицинским организациям, в отношении которых не проводится независимая оценка качества условий оказания ими услуг относятся следующие:
-
Лечебно-профилактические медицинские организации:
- специализированные больницы (в том числе по профилю медицинской помощи), а также специализированные больницы государственной и муниципальной систем здравоохранения:
- психиатрическая (стационар) специализированного типа;
- психиатрическая (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением;
- дом ребенка, в том числе специализированный;
- молочная кухня;
- центры (в т.ч. детские), а также специализированные центры государственной и муниципальной систем здравоохранения:
- вспомогательных репродуктивных технологий;
- медицинской и социальной реабилитации, в том числе с отделением постоянного проживания инвалидов и детей-инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих;
- медицинские организации скорой медицинской помощи и переливания крови:
- станция скорой медицинской помощи;
- станция переливания крови;
- центр крови.
- специализированные больницы (в том числе по профилю медицинской помощи), а также специализированные больницы государственной и муниципальной систем здравоохранения:
-
Медицинские организации особого типа:
- центры:
- медицинской профилактики;
- медицины катастроф;
- медицинский мобилизационных резервов «Резерв»;
- медицинский информационно-аналитический;
- медицинский биофизический;
- военно-врачебной экспертизы;
- судебно-медицинской экспертизы;
- бюро:
- медико-социальной экспертизы;
- медицинской статистики;
- патолого-анатомическое;
- судебно-медицинской экспертизы;
- лаборатории:
- клинико-диагностическая;
- бактериологическая, в том числе по диагностике туберкулеза;
- медицинский отряд, в том числе специального назначения (военного округа, флота).
- центры:
-
Медицинские организации по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
- центры гигиены и эпидемиологии;
- противочумный центр (станция);
- дезинфекционный центр (станция);
- центр гигиенического образования населения;
- центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
5 критериев оценки медицинской помощи
Отметим, что ФЗ № 323-ФЗ установлено, что независимая оценка предусматривает оценку условий оказания услуг по таким пяти общим критериям, как (ч. 2 ст. 79.1 ФЗ № 323-ФЗ):
- открытость и доступность информации о медицинской организации;
- комфортность условий предоставления медицинских услуг, в т.ч. время ожидания предоставления медицинской услуги;
- доброжелательность, вежливость работников медицинской организации;
- удовлетворенность условиями оказания услуг;
- доступность медицинских услуг для инвалидов.
А показатели, характеризующие указанные общие критерии оценки, утверждаются Минздравом РФ с предварительным обсуждением на общественном совете (ч. 5 ст. 79.1 ФЗ № 323-ФЗ).
Напомним, что нормы ФЗ № 323-ФЗ о независимой оценке претерпели ряд существенных изменений в марте 2018 года (указанные изменения были внесены в ст. 79.1 ФЗ № 323-ФЗ Федеральным законом 05.12.2017 № 392-ФЗ). В рамках данных изменений, в частности, было осуществлено переименование независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями на независимую оценку качества условий оказания услуг медицинскими организациями. Также изменения были произведены в названные выше общие критерии оценки (они были дополнены критерием доступности медицинских услуг для инвалидов). С некоторыми иными изменениями в нормы ФЗ № 323-ФЗ о независимой оценке Вы можете ознакомиться в разделе 2 опубликованного ФАКУЛЬТЕТОМ МЕДИЦИЕНСКОГО ПРАВА Перечня нормативных правовых актов, вступающих в силу в 2018 году.
Отметим, что новые Показатели № 201н, утвержденные Приказом № 201н, были приведены в соответствие с указанными нововведениями.
О различиях Показателей № 201н и Показателей № 787н
Прежде всего считаем необходимым отметить, что из новых Показателей № 201н были убраны критерии расчета показателей и значения показателей в баллах, которые содержались в предыдущих Показателях № 787н.
Для наглядности представим пример показателя и критериев его оценки из утратившего силу Приказа № 787н:
Показатели | Единица измерения | Расчет показателя | Значение показателя в баллах |
---|---|---|---|
Доступность записи на прием к врачу: по телефону, с использованием сети Интернет, в регистратуре лично, лечащим врачом на приеме при посещении | Баллы |
Сумма баллов:
|
0-4 |
В новом же Приказе № 201н сохранены лишь непосредственно показатели, что, по нашему мнению, является разумным, поскольку норматив заявлен именно как показатели, характеризующие общие критерии независимой оценки, а не показатели и критерии их оценки.
Кроме того, существенным образом была изменена структура распределения показателей. Так, более нет деления показателей на показатели в рамках амбулаторных и стационарных условий (показатели стали едиными). Введена отдельная новая группа показателей, характеризующих доступность услуг для инвалидов. Группы показателей, характеризующих комфортность условий предоставления услуг и время ожидания предоставления медицинской услуги были объединены.
Указанные различия в структурах показателей по Приказам отражен в представленной ниже таблице:
По Приказу № 787н | По Приказу № 201н |
---|---|
Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества оказания услуг медицинскими организациями: I. В амбулаторных условиях:
II. В стационарных условиях:
|
Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, в отношении которых проводится независимая оценка:
|
Также корректировки были произведены и непосредственно в отдельные показатели независимой оценки в рамках всех групп показателей.
Например, группа показателей, характеризующих критерий «Комфортность условий предоставления услуг, включая время ожидания предоставления медицинской услуги», была дополнена таким показателем, как обеспечение в медицинской организации комфортных условий оказания услуг: обеспечение лечебно-охранительного режима; отсутствие очередей; доступность записи на прием к врачу/направление на госпитализацию (по телефону медицинской организации, через кол-центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте медицинской организации, на портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru), при обращении в медицинскую организацию); наличие и доступность санитарно-гигиенических помещений; доступность питьевой воды; санитарное состояние.
Изменились также показатели, характеризующие доброжелательность и вежливость работников медицинской организации. Так, ранее таким показателем являлась доля потребителей услуг, положительно оценивающих доброжелательность и вежливость работников медицинской организации. В настоящее же время показатели, характеризующие доброжелательность и вежливость работников медицинской организации, были дифференцированы следующим образом:
- доля получателей услуг, удовлетворенных доброжелательностью, вежливостью работников медицинской организации, обеспечивающих первичный контакт и информирование получателя услуги (работников регистратуры, справочной, приемного отделения, кабинета неотложной помощи, сопровождающих работников,) при непосредственном обращении в медицинскую организацию (в % от общего числа опрошенных получателей услуг);
- доля получателей услуг, удовлетворенных доброжелательностью, вежливостью медицинских работников, обеспечивающих непосредственное оказание медицинских услуг (в % от общего числа опрошенных получателей услуг);
- доля получателей услуг, удовлетворенных доброжелательностью, вежливостью работников медицинской организации при использовании дистанционных форм взаимодействия (телефон, кол-центр, электронные сервисы (подача электронного обращения/часто задаваемые вопросы)) (в % от общего числа опрошенных получателей услуг).
Кроме того, из Приказа № 201н были исключены показатели, характеризующие компетентность работников медицинской организации (что, по нашему мнению, является разумным и логичным, поскольку подобная оценка может быть дана только лицами, обладающими специальными познаниями и компетенцией).
Еще более 1750 статей.