Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти
4 июня 2018

Новые показатели, характеризующие критерии независимой оценки качества условий оказания медицинских услуг

10364

Новые показатели, характеризующие критерии независимой оценки качества условий оказания медицинских услуг

Уважаемые читатели!

Информируем Вас о том, что 4 июня 2018 года вступили в силу утвержденные Минздравом России показатели, характеризующие общие критерии оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, в отношении которых проводится независимая оценка (утверждены в Приказе Минздрава России от 04.05.2018 № 201н) (далее – Показатели № 201н, Приказ № 201н, соответственно).

Отметим, что данные Показатели были приняты взамен действовавшим ранее показателям, характеризующим общие критерии оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, утвержденным Приказом Минздрава России от 28.11.2014 № 787н (далее – Показатели № 787н, Приказ № 787н), утратившим силу с 4 июня 2018 года.

Ниже, в настоящей статье будет представлена информация о различиях в старых и новых показателях.

Общее о независимой оценке

Независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями (далее – независимая оценка) является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве условий оказания услуг медицинскими организациями, а также в целях повышения качества их деятельности. При этом, следует учитывать, что подобная оценка не осуществляется в целях контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также экспертизы и контроля качества медицинской помощи (ч. 1 ст. 79.1 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ) (далее – ФЗ № 323-ФЗ).

К медицинским организациям, в отношении которых в обязательном порядке должна проводится независимая оценка, относятся медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности).

Проведение независимой оценки осуществляется общественными советами по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями (далее – общественные советы) не чаще чем 1 раз в год и не реже чем 3 раз в три года в отношении одной и той же медицинской организации (ч. 8 ст. 79.1 ФЗ № 323-ФЗ).

Перечни медицинских организаций, в отношении которых проводится независимая оценка, подлежат утверждению такими общественными советами.

А перечень видов медицинских организаций, в отношении которых независимая оценка не проводится, утверждается Минздравом РФ с предварительным обсуждением на общественном совете по проведению независимой оценки*.

*Примечание: обращаем внимание, что такой перечень был утвержден Минздравом России в Приказе от 28.04.2018 № 197н и вступает в силу 9 июня 2018 года.

В соответствии с названным приказом к медицинским организациям, в отношении которых не проводится независимая оценка качества условий оказания ими услуг относятся следующие:

  1. Лечебно-профилактические медицинские организации:

    • специализированные больницы (в том числе по профилю медицинской помощи), а также специализированные больницы государственной и муниципальной систем здравоохранения:
      • психиатрическая (стационар) специализированного типа;
      • психиатрическая (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением;
    • дом ребенка, в том числе специализированный;
    • молочная кухня;
    • центры (в т.ч. детские), а также специализированные центры государственной и муниципальной систем здравоохранения:
      • вспомогательных репродуктивных технологий;
      • медицинской и социальной реабилитации, в том числе с отделением постоянного проживания инвалидов и детей-инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих;
    • медицинские организации скорой медицинской помощи и переливания крови:
      • станция скорой медицинской помощи;
      • станция переливания крови;
      • центр крови.
  2. Медицинские организации особого типа:

    • центры:
      • медицинской профилактики;
      • медицины катастроф;
      • медицинский мобилизационных резервов «Резерв»;
      • медицинский информационно-аналитический;
      • медицинский биофизический;
      • военно-врачебной экспертизы;
      • судебно-медицинской экспертизы;
    • бюро:
      • медико-социальной экспертизы;
      • медицинской статистики;
      • патолого-анатомическое;
      • судебно-медицинской экспертизы;
    • лаборатории:
      • клинико-диагностическая;
      • бактериологическая, в том числе по диагностике туберкулеза;
    • медицинский отряд, в том числе специального назначения (военного округа, флота).
  3. Медицинские организации по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

    • центры гигиены и эпидемиологии;
    • противочумный центр (станция);
    • дезинфекционный центр (станция);
    • центр гигиенического образования населения;
    • центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

5 критериев оценки медицинской помощи

Отметим, что ФЗ № 323-ФЗ установлено, что независимая оценка предусматривает оценку условий оказания услуг по таким пяти общим критериям, как (ч. 2 ст. 79.1 ФЗ № 323-ФЗ):

  • открытость и доступность информации о медицинской организации;
  • комфортность условий предоставления медицинских услуг, в т.ч. время ожидания предоставления медицинской услуги;
  • доброжелательность, вежливость работников медицинской организации;
  • удовлетворенность условиями оказания услуг;
  • доступность медицинских услуг для инвалидов.

А показатели, характеризующие указанные общие критерии оценки, утверждаются Минздравом РФ с предварительным обсуждением на общественном совете (ч. 5 ст. 79.1 ФЗ № 323-ФЗ).

Напомним, что нормы ФЗ № 323-ФЗ о независимой оценке претерпели ряд существенных изменений в марте 2018 года (указанные изменения были внесены в ст. 79.1 ФЗ № 323-ФЗ Федеральным законом 05.12.2017 № 392-ФЗ). В рамках данных изменений, в частности, было осуществлено переименование независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями на независимую оценку качества условий оказания услуг медицинскими организациями. Также изменения были произведены в названные выше общие критерии оценки (они были дополнены критерием доступности медицинских услуг для инвалидов). С некоторыми иными изменениями в нормы ФЗ № 323-ФЗ о независимой оценке Вы можете ознакомиться в разделе 2 опубликованного ФАКУЛЬТЕТОМ МЕДИЦИЕНСКОГО ПРАВА Перечня нормативных правовых актов, вступающих в силу в 2018 году.

Отметим, что новые Показатели № 201н, утвержденные Приказом № 201н, были приведены в соответствие с указанными нововведениями.

О различиях Показателей № 201н и Показателей № 787н

Прежде всего считаем необходимым отметить, что из новых Показателей № 201н были убраны критерии расчета показателей и значения показателей в баллах, которые содержались в предыдущих Показателях № 787н.

Для наглядности представим пример показателя и критериев его оценки из утратившего силу Приказа № 787н:

Показатели Единица измерения Расчет показателя Значение показателя в баллах
Доступность записи на прием к врачу: по телефону, с использованием сети Интернет, в регистратуре лично, лечащим врачом на приеме при посещении Баллы

Сумма баллов:

  • наличие – 1;
  • отсутствие – 0
  • наличие – 1;
  • отсутствие – 0
  • наличие – 1;
  • отсутствие – 0
  • наличие – 1;
  • отсутствие – 0
0-4

В новом же Приказе № 201н сохранены лишь непосредственно показатели, что, по нашему мнению, является разумным, поскольку норматив заявлен именно как показатели, характеризующие общие критерии независимой оценки, а не показатели и критерии их оценки.

Кроме того, существенным образом была изменена структура распределения показателей. Так, более нет деления показателей на показатели в рамках амбулаторных и стационарных условий (показатели стали едиными). Введена отдельная новая группа показателей, характеризующих доступность услуг для инвалидов. Группы показателей, характеризующих комфортность условий предоставления услуг и время ожидания предоставления медицинской услуги были объединены.

Указанные различия в структурах показателей по Приказам отражен в представленной ниже таблице:

По Приказу № 787н По Приказу № 201н

Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества оказания услуг медицинскими организациями:

I. В амбулаторных условиях:

  1. Показатели, характеризующие открытость и доступность информации о медицинской организации
  2. Показатели, характеризующие комфортность условий предоставления медицинских услуг и доступность их получения
  3. Показатели, характеризующие время ожидания предоставления медицинской услуги
  4. Показатели, характеризующие доброжелательность, вежливость и компетентность работников медицинской организации
  5. Показатели, характеризующие удовлетворенность оказанными услугами в медицинской организации;

II. В стационарных условиях:

  1. Показатели, характеризующие открытость и доступность информации о медицинской организации
  2. Показатели, характеризующие комфортность условий предоставления медицинских услуг и доступность их получения
  3. Показатели, характеризующие время ожидания в очереди при получении медицинской услуги
  4. Показатели, характеризующие доброжелательность, вежливость и компетентность работников медицинской организации
  5. Показатели, характеризующие удовлетворенность оказанными услугами в медицинской организации

Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, в отношении которых проводится независимая оценка:

  1. Показатели, характеризующие критерий «Открытость и доступность информации об организации»;
  2. Показатели, характеризующие критерий «Комфортность условий предоставления услуг, включая время ожидания предоставления медицинской услуги»;
  3. Показатели, характеризующие критерий «Доступность услуг для инвалидов»;
  4. Показатели, характеризующие критерий «Доброжелательность, вежливость работников медицинской организации»;
  5. Показатели, характеризующие критерий «Удовлетворенность условиями оказания услуг»

Также корректировки были произведены и непосредственно в отдельные показатели независимой оценки в рамках всех групп показателей.

Например, группа показателей, характеризующих критерий «Комфортность условий предоставления услуг, включая время ожидания предоставления медицинской услуги», была дополнена таким показателем, как обеспечение в медицинской организации комфортных условий оказания услуг: обеспечение лечебно-охранительного режима; отсутствие очередей; доступность записи на прием к врачу/направление на госпитализацию (по телефону медицинской организации, через кол-центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте медицинской организации, на портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru), при обращении в медицинскую организацию); наличие и доступность санитарно-гигиенических помещений; доступность питьевой воды; санитарное состояние.

Изменились также показатели, характеризующие доброжелательность и вежливость работников медицинской организации. Так, ранее таким показателем являлась доля потребителей услуг, положительно оценивающих доброжелательность и вежливость работников медицинской организации. В настоящее же время показатели, характеризующие доброжелательность и вежливость работников медицинской организации, были дифференцированы следующим образом:

  • доля получателей услуг, удовлетворенных доброжелательностью, вежливостью работников медицинской организации, обеспечивающих первичный контакт и информирование получателя услуги (работников регистратуры, справочной, приемного отделения, кабинета неотложной помощи, сопровождающих работников,) при непосредственном обращении в медицинскую организацию (в % от общего числа опрошенных получателей услуг);
  • доля получателей услуг, удовлетворенных доброжелательностью, вежливостью медицинских работников, обеспечивающих непосредственное оказание медицинских услуг (в % от общего числа опрошенных получателей услуг);
  • доля получателей услуг, удовлетворенных доброжелательностью, вежливостью работников медицинской организации при использовании дистанционных форм взаимодействия (телефон, кол-центр, электронные сервисы (подача электронного обращения/часто задаваемые вопросы)) (в % от общего числа опрошенных получателей услуг).

Кроме того, из Приказа № 201н были исключены показатели, характеризующие компетентность работников медицинской организации (что, по нашему мнению, является разумным и логичным, поскольку подобная оценка может быть дана только лицами, обладающими специальными познаниями и компетенцией).

telegram kormed
Вам также будет интересно
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1750 статей.