Управлять – не врачевать: в госклиниках Забайкалья появятся должности директоров без медобразования
Управление медорганизацией требует как знаний в сфере медицины, так и навыков в области бизнес-планирования и администрирования. Отыскать сочетание таких компетенций в одном должностном лице можно, но с учетом высокой нагрузки на врачей делать это становится все труднее. Особенно остро вопрос стоит в отдаленных регионах РФ. Решение проблемы – для государственных медучреждений – предложили в начале октября на оперативном совещании Правительства Забайкальского края. Теперь штат госбольниц может пополниться руководителями без высшего медобразования.
«Разделение властей»
Пилотный проект в Забайкалье состоит в том, чтобы разделить руководящие функции в государственных медорганизациях между несколькими должностными лицами в зависимости от подконтрольных им направлений.
Руководство медицинской частью – зона ответственности медицинского руководителя (главврача, заместителя директора по врачебной части и т. д.). Управление медорганизацией как субъектом хозяйственных отношений – зона ответственности генерального директора, директора и т. д. Первопроходцами в таком разделении были частные клиники, однако постепенно за ними начинают подтягиваться и учреждения государственной системы здравоохранения.
Так можно было?
Да, так можно сейчас и можно было давно. О том, какие требования предъявляет действующее законодательство к руководителям медорганизаций, мы подробно рассказывали в материале «Врач или не врач – вот в чем вопрос: должен ли руководитель клиники иметь высшее медицинское образование». Кратко напомним, что участвовать в управлении медорганизацией может несколько категорий управленцев.
Выбор зависит от функций, которые они выполняют, и от курируемых направлений. Так, может быть руководитель как сугубо медицинского толка, так и административного. Во вторую категорию можно включить тех, кто занимается правовым, кадровым, финансовым и иным обеспечением деятельности медорганизации как субъекта экономических отношений.
К строго медицинским руководителям при этом есть обязательные требование о наличии высшего медобразования. А к остальным руководителям клиник, в том числе к директорам, – нет.
Плюсы и риски
Появление должностей директоров без медобразования на уровне государственных медучреждений снизит настороженность клиник по вопросу назначения на должность руководителя – не врача. Хотя узаконили это давно (с 1 сентября 2021 года), широкого распространения, особенно среди государственных медорганизаций, такое назначение не получило. Прежде всего из-за сложившейся правоприменительной практики в период действия старого Положения о лицензировании медицинской деятельности. Медорганизации привлекали к административной ответственности за то, что у директора не было профильного медицинского образования, по ч. 4. ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представляется, что реализация пилотного проекта в Забайкалье впоследствии поможет решению вопроса и в других регионах.
Положительный момент и в том, что решение всех административно-финансовых вопросов медорганизации передается профессиональным менеджерам, способным комплексно управлять деятельностью юридического лица.
Интересно, что в информационном поле высказывалось мнение о возможности решить проблему дефицита кадров за счет таких нововведений. Не до конца, впрочем, ясно, как это может помочь. Так, главные врачи, по сути, являются управленцами: они, если и оказывают медицинскую помощь, то в самых сложных, уникальных случаях, скорее в виде принятия решений, руководства консилиумами и т. д., чем непосредственно во взаимодействии с пациентом. Их уровень и квалификация этого требуют.
Поэтому главный врач не сможет восполнить кадровый дефицит, например, первичного звена, даже если ему будет помогать управлять больницей специалист по менеджменту. Такой плюс инициативы сомнителен и заслуживает критической оценки.
Вместе с тем главврач в медорганизации остается: в его ведении – вопросы осуществления собственно медицинской деятельности. Соответственно, фактически должность главврача функционально будет равна позиции заместителя руководителя по медицинской части.
Представляется, что в такой ситуации, во избежание путаницы в обязанностях и полномочиях, государственным медорганизациям необходимо взять пример с частных клиник и четко определить функции двух видов руководителей в медорганизации. Только детальная проработка данного вопроса позволит должным образом реализовать планируемые кадровые решения для государственных медучреждений Забайкальского края.
Источник: https://zab.ru/news/167391.
Положение о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №291.
Еще более 1750 статей.