Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти
25 декабря 2014

Росприроднадзор – что за зверь?

3721

Росприроднадзор – что за зверь?Казалось бы, тема экологического нормирования медицинских отходов и полномочий Росприроднадзора не может оставаться по прежнему столь же актуальной. Даже на законодательном уровне более или менее наведен порядок, но нам по прежнему поступают вопросы такого плана: нужно ли делать паспорта на отходы, отчитываться в Минприроды РФ о количестве образованных отходов и правомерно ли взимание налогов за негативное воздействие на окружающую среду? Более того, не менее регулярно до нас доходят сведения о том, что чиновники продолжают свой беспредел и обязывают медицинские организации подчиниться правилам государственного экологического регулирования. Чаще всего это происходит в регионах РФ. Поэтому Факультет Медицинского Права решил расставить все точки над i в данном вопросе, по крайней мере, что касается теории, а уж практика, хочется верить, со временем догонит и теорию.

Основным нормативным документом по вопросам, касающимся экологического нормирования, является Федеральный закон от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ). Закон № 89-ФЗ определяет цели и основные принципы государственной политики в области обращения с отходами. Помимо Закона № 89-ФЗ положения экологического регулирования отражены в ряде иных нормативных документов. В общем целом можно выделить 6 (шесть) основополагающих требований, вытекающих их государственного экологического регулирования:

  1. Подтверждение отнесение данных отходов к конкретному классу опасности;
  2. Паспортизации отходов;
  3. Профессиональная подготовки лиц, допущенных к обращению с отходами I – IV класса опасности;
  4. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  5. Разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР);
  6. Лицензирование деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.

Долгое время между Росприроднадзором и медицинскими организациями велось некое препирательство по вопросу, имеют ли вышеуказанные требования отношение к отходам, образующимся в медицинских организаций или нет. Почвой для конфликта являлось то, что нормативная база давала такую возможность, так как четкого законодательного отделения медицинских отходов от отходов производства и потребления не было. В 2008 году вступила в силу новая редакция Закона № 89-ФЗ. Частью 2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) стало закреплено, что отношения в области обращения с биологическими отходами, отходами лечебно-профилактических учреждений (далее – ЛПУ) регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. Таким соответствующим законодательством выступали санитарные правила: «СанПиН 2.1.7.728-99. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы. Санитарная охрана почвы. Правила сбора, хранения и удаления отходов ЛПУ. Санитарные правила и нормы». В данных санитарных правилах было закреплено понятие «отходы лечебно-профилактических учреждений» и основанная доля конфликтов между Росприроднадзором и медицинскими организациями была ликвидирована в связи с тем, что «отходы лечебно-профилактических учреждений» стали законодательно выведены за пределы экологического регулирования и более не подчинялись правилам, установленным Законом № 89-ФЗ и вытекающими из него нормативными правовыми актами. Однако, справедливости ради стоит отметить, что известно множество случаев проведения проверок медицинских и фармацевтических организаций органами, уполномоченными в отношении экологического контроля (Росприроднадзор, Ростехнадзор), в рамках которых последними предъявляются неправомерные требования.

Далее в 2011 году СанПиН 2.1.7.728-99. утратил силу, а вместе с ним утратило силу и понятие «отходы лечебно-профилактических учреждений». С 2011 года начинает действовать СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», оперирующий понятием «медицинские отходы», а не «отходы лечебно-профилактических учреждений». В 2012 году вступает в силу Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», закрепивший легальное понятие медицинских отходов, к которым относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий (ст. 49).

Кроме того, с вступлением в силу приказа Минздрава России от 06.08.2013 № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» понятие «лечебно-профилактическое учреждение» утратило силу.

Опять появляется почва для разночтения и всплывает новый вопрос: а являются ли «медицинские отходы» тождественны «отходам лечебно-профилактических учреждений»? Однако, согласно определению медицинских отходов, данному ФЗ № 323 отходы ЛПУ безусловно стали относиться к медицинским отходам и соответственно регулироваться законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»). Тем не менее, предмет для спора был.

Чуть позже вышло разъяснение Минприроды, также поясняющее, что медицинские отходы выведены из зоны действия Закона № 89-ФЗ и что они не регулируются экологическим законодательством (Письмо Минприроды России от 25.01.2012 № 05-12-44/832 «О регулировании природоохранной деятельности с медицинскими отходами»).

И только в конце 2013 года в ст. 2 Закона № 89-ФЗ были внесены дополнительные правки: «отходы лечебно-профилактических учреждений» заменены на «медицинские отходы» и теперь положение статьи звучит следующим образом:

  • Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

    Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:

    1. Класс «А» – эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
    2. Класс «Б» – эпидемиологически опасные отходы;
    3. Класс «В» – чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
    4. Класс «Г» – токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
    5. Класс «Д» – радиоактивные отходы.

Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Требования к обращению с медицинскими отходами, которым медицинские организации должны неукоснительно следовать, установлены упомянутым выше СанПиН 2.1.7.2790-10.

В связи с выше сказанным можно смело сказать, что такие требования экологического нормирования как паспортизация отходов, плата за негативное воздействие на окружающую среду не распространяется на отходы, образующиеся в медицинских организациях, так как нормы Федерального закона № 89 не распространяются на медицинские отходы в целом. В 2014 году появилось письмо Росприроднадзора, подтверждающее данную информацию (Письмо Росприроднадзора от 14.01.2014 № АА-03-03-36/306 «О нормировании, паспортизации и лицензировании отходов лечебно-профилактических учреждений и биологических отходов».

telegram kormed
Вам также будет интересно
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1750 статей.