Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти
2 ноября 2016

Рассмотрение разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда

5114

Рассмотрение разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий трудаСегодня мы вновь возвращаемся к специальной оценке условий труда (СОУТ), а точнее к рассмотрению разногласий по вопросам экспертизы качества СОУТ. Мы надеемся, что данная тема заинтересует множество наших читателей, ведь она имеет отношение в равной степени и к работодателям, и к работникам.

Напомним, что Факультет Медицинского Права всегда оповещает об изменениях, произошедших в законодательстве о СОУТ. Так, например, в публикации от 26 мая 2016 года мы рассказали о последних изменениях в данной сфере.

Немного о СОУТ

СОУТ пришла на смену аттестации рабочих мест на основании Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – ФЗ № 426)

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ № 426 СОУТ является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на 4 класса:

  • оптимальные (1 класс);
  • допустимые (2 класс);
  • вредные (3 класс);
  • опасные (4 класс).

Следует отметить, что Приказом Минтруда России от 24.04.2015 № 250н установлены особенности проведения СОУТ на рабочих местах медицинских работников, непосредственно оказывающих скорую (скорую специализированную) медицинскую помощь; работающих в реанимациях, интенсивной терапии, операционных; а также осуществляющих деятельность с использованием медицинской аппаратуры.

Экспертиза качества СОУТ

Нередко случается так, что сами работники, работодатели, профсоюзы или же органы Роструда не согласны с результатами проведения СОУТ, с установленным классом условий труда. В этой связи возникает потребность в оспаривании результатов СОУТ. В такой ситуации законодатель предусмотрел возможность проведения экспертизы качества СОУТ.

Статьей 24 ФЗ № 426 установлено, что экспертиза качества СОУТ осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда (например, в городе Москве таким органом является Департамент труда и занятости населения города Москвы) в рамках государственной экспертизы условий труда, предусмотренной Трудовым кодексом РФ.

Экспертиза качества СОУТ осуществляется:

  • по представлениям территориальных органов Роструда, в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводивших специальную оценку условий труда;
  • по поданным непосредственно в орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества СОУТ заявлениям работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводивших СОУТ.

Установлено, что разногласия по вопросам проведения экспертизы качества СОУТ, несогласие заявителей с результатами экспертизы качества СОУТ рассматривает Минтруд России.

Рассмотрение разногласий по вопросам проведения экспертизы качества СОУТ

До 10 октября 2016 года рассмотрение разногласий по вопросам проведения экспертизы СОУТ проводилось в соответствии с Приказом Минтруда России от 22.09.2014 № 652н (далее – Приказ № 652н). На сегодняшний день данный нормативный акт утратил силу.

С 10 октября 2016 года действует новый порядок, а точнее Порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, организаций, проводивших специальную оценку условий труда, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда (далее – Порядок), утвержденный Приказом Минтруда России от 08.09.2016 № 501н.

Сроки рассмотрения заявления

В соответствии с новым Порядком увеличен срок рассмотрения заявления о рассмотрении разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда (далее – СОУТ), несогласия заявителей с результатами экспертизы качества СОУТ, которое подается в Минтруд России и составляет в настоящее время 45 рабочих дней со дня его регистрации (в соответствии с Приказом № 652н срок рассмотрения заявления составлял 30 рабочих дней).

Кроме того, в абзаце 2 п. 9 Порядка установлено что срок рассмотрения заявления может быть продлен, но не более чем на 45 рабочих дней в следующих случаях:

  • при необходимости получения документов, указанных в п. 4 Порядка (речь идет о документах, на основании которых была проведена государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества СОУТ. Копии таких документов могут быть запрошены Министерством, в том числе в рамках использования системы межведомственного электронного взаимодействия в случае, если возникнет необходимость их рассмотрения);
  • при необходимости проведения исследований (испытаний) и измерений, указанных в п. 8 Порядка (т.е. исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах работодателя, в отношении которых проводилась государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества проведения СОУТ. Названные исследования (испытания) организуются Министерством за счет средств федерального бюджета в случае необходимости).

Ранее в названных случаях срок рассмотрения заявления мог быть продлен лишь на 30 рабочих дней.

Что еще изменилось?

Как и прежде по результатам рассмотрения заявления подготавливается заключение о рассмотрении разногласия по вопросам проведения экспертизы качества СОУТ, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов Роструда, организаций, проводивших СОУТ, с результатами экспертизы качества СОУТ (далее – заключение о рассмотрении разногласия (несогласия)).

Одновременно с этим введено положение о том, что заключение о рассмотрении разногласия (несогласия) является обязательным к исполнению всеми сторонами.

Возможно ли обжалование заключения о рассмотрении разногласия (несогласия)?

Как Приказ Минтруда России от 08.09.2016 № 501н, так и ФЗ № 426 не предусматривают возможность обжалования решения Минтруда России, принятое по итогам рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества СОУТ, что также вытекает из положения о том, что заключение о рассмотрении разногласия (несогласия) является обязательным к исполнению всеми сторонами.

Однако положение о том, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд установлено Конституцией РФ (статья 46).

Порядок обжалования подобных решений установлен Кодексом административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ). Так, частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие – либо обязанности. Кроме того, суд вправе приостановить действие решения органа государственной власти (в нашем случае заключение Минтруда России) на основании статьи 223 КАС РФ.

Административный регламент для Минтруда РФ

Напоследок укажем, что в связи с принятием Приказа Минтруда России от 08.09.2016 № 501н также был утвержден Административный регламент предоставления Министерством труда и социальной защиты РФ государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей , их объединении , страховщиков, организации , проводивших специальную оценку условии труда, с результатами экспертизы качества специальной оценки условии труда (Приказ Минтруда России от 08.07.2016 № 350н).

Данный Административный регламент определяет стандарт, устанавливает сроки и последовательность административных процедур Министерства при предоставлении государственной услуги и вступил в силу 2 октября 2016 года.

telegram kormed
Вам также будет интересно
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1750 статей.