Проекты актуальных нормативных правовых актов в области здравоохранения, опубликованные для общественного обсуждения (по состоянию на 18 июля 2016 года)
Наименование НПА | Стадия | Примечания |
---|---|---|
с 15.07.2016 – открыто для общественного обсуждения
29.07.2016 –
дата окончания общественного обсуждения |
Предлагается утвердить Порядок выбора медицинским работником, замещающим должность в медицинской организации, осуществляющей деятельность в сфере ОМС, дополнительного профессионального образования по программе повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее соответственно – образовательная программа, образовательная организация), для направления на обучение за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда ОМС (далее – Порядок).
В Порядке установлено, что для обеспечения выбора медицинским работником образовательной программы и образовательной организации список указанных программ и организаций будет размещен на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Утверждение Порядка необходимо для реализации Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда ОМС для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.04.2016 № 332.
|
|
с 07.07.2016 – открыто для общественного обсуждения
21.07.2016 –
дата окончания общественного обсуждения |
Предлагается утвердить Порядок медицинского освидетельствования лиц, подвергнутых административному аресту (далее – Порядок).
Согласно Порядку, медицинское освидетельствование лица, подвергнутого административному аресту (далее – медицинское освидетельствование), проводится:
Порядком определены, в том числе:
Также Проектом приказа предлагается утвердить следующие формы медицинской документации:
|
|
с 05.07.2016 – открыто для общественного обсуждения
19.07.2016 –
дата окончания общественного обсуждения |
Предлагается утвердить новые критерии оценки качества медицинской помощи (далее – Критерии).
При этом, действующие в настоящее время Критерии, утвержденные Приказом Минздрава России от 07.07.2015 № 422ан (далее – Приказ № 422ан), предлагается признать утратившими силу.
Новые Критерии будут разграничены по:
Отметим, что разграничение Критериев по группам заболеваний (состояний) будет являться нововведением, поскольку действующие Критерии, утвержденные Приказом № 422ан, разграничены только по условиям оказания медицинской помощи и содержат лишь список заболеваний и состояний, по которым оценка качества медицинской помощи может осуществляться.
|
Комментарии Факультета Медицинского Права:
Считаем необходимым напомнить нашим читателям, что экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, а также степени достижения запланированного результата (ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323-ФЗ)).
Впервые критерии оценки качества медицинской помощи были утверждены Приказом № 422ан, с момента вступления в силу которого прошло менее года.
Правовой анализ Проекта, проведенный в совокупности с анализом действующих нормативных правовых актов в сфере здравоохранения (в том числе, Приказа № 422ан и ФЗ № 323-ФЗ) позволяет сделать следующие выводы:
Представляется, что основной целью издания Проекта послужила необходимость создать новые Критерии, которые бы соответствовали требованиям ч. 2 ст. 64 ФЗ № 323-ФЗ, согласно которой Критерии должны формироваться по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.
В частности, такой вывод подтверждается тем, что в действующем Приказе № 422ан отсутствует разграничение Критериев по группам заболеваний (состояний), в то время как Проектом такое разграничение предлагается ввести.
Однако, мы не можем не обратить внимание на то обстоятельство, что Критерии, определенные в Проекте, имеют ряд существенных недостатков и противоречий, в связи с чем полагаем, что принятие Проекта в предложенной редакции вызовет большое количество вопросов и неясностей при его практическом применении.
Так, Проектом предлагается выделить Критерии всего по 12 группам заболеваний (состояний), в то время как на практике таких групп значительно больше, что подтверждается, например, «Международной классификацией болезней МКБ-10».
Кроме того, Критерии определены только в отношении специализированных видов медицинской помощи (а согласно ст. 32 ФЗ № 323-ФЗ медицинская помощь может так же быть первичной, скорой и паллиативной).
В связи с указанным открытым остается вопрос о том, будет ли возможно проводить экспертизу качества медицинской помощи в отношении тех видов медицинской помощи, по которым Критерии не сформированы?
Еще одной важнейшее проблемой является то, что из содержания Проекта следует, что Минздрав стремится «вклеить» все стандарты медицинской помощи в рамки данных Критериев, что по нашему мнению, как недопустимо, так и практически невозможно. Стандарты медицинской помощи должны нести финансовый смысл и нагрузку, но являться барометром качества медицинской помощи они никак не могут и не должны. Полагаем, что такой подход лишает возможности объективно и всесторонне оценивать качество оказанной медицинской помощи, поскольку источниками доказательной медицинской практики являются не только стандарты медицинской помощи и порядки ее оказания (которые, заметим, с регулярной периодичностью изменяются и утрачивают силу), но и клинические рекомендации (как национальные, так и международные), научные публикации, учебники, справочники, руководства и др.
Отдельно хотелось бы обратить внимание также на то, что в тексте Проекта существует большое количество некорректных и «неуместных» ссылок на нормативные правовые акты (например, в пп. «а» п. 2.1. Проекта (в котором определены критерии оценки качества медицинской помощи в амбулаторных условиях) установлено, что оценке подлежит ведение медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях и дана ссылка на Приказ Минздрава России от 15.12.2014 № 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению», в то время как существуют и иные виды медицинских карт пациентов, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, не говоря уже о том, что медицинская карта, форма которой утверждена данным Приказом Минздрава не адаптирована под детский прием.
Существуют и иные некорректные ссылки и положения Проекта новых критериев оценки качества медицинской помощи, но мы решили их не комментировать, так как сочли нерациональным тратить силы и время на обсуждение данного проекта, который, на наш взгляд, нуждается не просто в легкой «ретуши», а требует серьезного переосмысления, корректировки и переработки.
Еще более 1750 статей.