Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти
11 июля 2016

Проекты актуальных нормативных правовых актов в области здравоохранения, опубликованные для общественного обсуждения (по состоянию на 11 июля 2016 года)

2852
Рекомендуем Вам ознакомиться с комментариями Факультета Медицинского Права к проекту Минздрава России, предложившего новые критерии качества оказания медицинской помощи. Наши комментарии представлены сразу же после таблицы-анонса самого проекта.
Наименование НПА Стадия Примечания
с 07.07.2016 – открыто для общественного обсуждения
21.07.2016
дата окончания общественного обсуждения
Предлагается утвердить Порядок медицинского освидетельствования лиц, подвергнутых административному аресту (далее – Порядок).
Согласно Порядку, медицинское освидетельствование лица, подвергнутого административному аресту (далее – медицинское освидетельствование), проводится:
  • с целью определения состояния здоровья такого лица и наличия у него телесных повреждений при поступлении в место отбывания административного ареста;
  • при ухудшении состояния здоровья лица в период отбывания административного ареста.
Порядком определены, в том числе:
  • категории медицинских работников, которые вправе проводить медицинское освидетельствование;
  • объем медицинского освидетельствования и срок его проведения.
Также Проектом приказа предлагается утвердить следующие формы медицинской документации:
  • форма акта медицинского освидетельствования лица, подвергнутого административному аресту;
  • форма журнала регистрации проведения медицинских освидетельствований лиц, подвергнутых административному аресту;
  • форма медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у лица, подвергнутого административному аресту, заболеваний, препятствующих отбыванию административного ареста.
с 05.07.2016 – открыто для общественного обсуждения
19.07.2016
дата окончания общественного обсуждения
Предлагается утвердить новые критерии оценки качества медицинской помощи (далее – Критерии).
При этом, действующие в настоящее время Критерии, утвержденные Приказом Минздрава России от 07.07.2015 № 422ан (далее – Приказ № 422ан), предлагается признать утратившими силу.
Новые Критерии будут разграничены по:
  • условиям оказания медицинской помощи:

    • в амбулаторных условиях;
    • в условиях дневного стационара и стационарных условиях.
  • группам заболеваний (состояний), в том числе:

    • при некоторых инфекционных и паразитарных болезнях;
    • при болезнях крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм;
    • при болезнях эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ;
    • при болезнях системы кровообращения;
    • при заболеваниях органов пищеварения, в том числе болезней полости рта, слюнных желез и челюстей (за исключением зубного протезирования);
    • при беременности, родах и послеродовом периоде;
    • при травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин.
Отметим, что разграничение Критериев по группам заболеваний (состояний) будет являться нововведением, поскольку действующие Критерии, утвержденные Приказом № 422ан, разграничены только по условиям оказания медицинской помощи и содержат лишь список заболеваний и состояний, по которым оценка качества медицинской помощи может осуществляться.
с 01.07.2016 – открыто для общественного обсуждения
15.07.2016
дата окончания общественного обсуждения
Предлагается утвердить Порядок оказания медицинской помощи при заболеваниях (состояниях), для лечения которых применяется трансплантация костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток (далее – Порядок).
Порядком будут определены:
  • Виды, условия и формы оказания медицинской помощи по профилю трансплантация костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток;
  • Правила, рекомендуемые штатные нормативы и стандарты оснащения отделения (блока) трансплантации костного мозга и дневного стационара медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь по трансплантации костного мозга;
  • Форма и порядок дачи информированного добровольного согласия на оказание медицинской помощи по трансплантации костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток, а также перечень заболеваний, при которых оказывается медицинская помощь.

Комментарии Факультета Медицинского Права:

Считаем необходимым напомнить нашим читателям, что экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, а также степени достижения запланированного результата (ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323-ФЗ)).

Впервые критерии оценки качества медицинской помощи были утверждены Приказом № 422ан, с момента вступления в силу которого прошло менее года.

Правовой анализ Проекта, проведенный в совокупности с анализом действующих нормативных правовых актов в сфере здравоохранения (в том числе, Приказа № 422ан и ФЗ № 323-ФЗ) позволяет сделать следующие выводы:

Представляется, что основной целью издания Проекта послужила необходимость создать новые Критерии, которые бы соответствовали требованиям ч. 2 ст. 64 ФЗ № 323-ФЗ, согласно которой Критерии должны формироваться по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.

В частности, такой вывод подтверждается тем, что в действующем Приказе № 422ан отсутствует разграничение Критериев по группам заболеваний (состояний), в то время как Проектом такое разграничение предлагается ввести.

Однако, мы не можем не обратить внимание на то обстоятельство, что Критерии, определенные в Проекте, имеют ряд существенных недостатков и противоречий, в связи с чем полагаем, что принятие Проекта в предложенной редакции вызовет большое количество вопросов и неясностей при его практическом применении.

Так, Проектом предлагается выделить Критерии всего по 12 группам заболеваний (состояний), в то время как на практике таких групп значительно больше, что подтверждается, например, «Международной классификацией болезней МКБ-10».

Кроме того, Критерии определены только в отношении специализированных видов медицинской помощи (а согласно ст. 32 ФЗ № 323-ФЗ медицинская помощь может так же быть первичной, скорой и паллиативной).

В связи с указанным открытым остается вопрос о том, будет ли возможно проводить экспертизу качества медицинской помощи в отношении тех видов медицинской помощи, по которым Критерии не сформированы?

Еще одной важнейшее проблемой является то, что из содержания Проекта следует, что Минздрав стремится «вклеить» все стандарты медицинской помощи в рамки данных Критериев, что по нашему мнению, как недопустимо, так и практически невозможно. Стандарты медицинской помощи должны нести финансовый смысл и нагрузку, но являться барометром качества медицинской помощи они никак не могут и не должны. Полагаем, что такой подход лишает возможности объективно и всесторонне оценивать качество оказанной медицинской помощи, поскольку источниками доказательной медицинской практики являются не только стандарты медицинской помощи и порядки ее оказания (которые, заметим, с регулярной периодичностью изменяются и утрачивают силу), но и клинические рекомендации (как национальные, так и международные), научные публикации, учебники, справочники, руководства и др.

Отдельно хотелось бы обратить внимание также на то, что в тексте Проекта существует большое количество некорректных и «неуместных» ссылок на нормативные правовые акты (например, в пп. «а» п. 2.1. Проекта (в котором определены критерии оценки качества медицинской помощи в амбулаторных условиях) установлено, что оценке подлежит ведение медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях и дана ссылка на Приказ Минздрава России от 15.12.2014 № 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению», в то время как существуют и иные виды медицинских карт пациентов, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, не говоря уже о том, что медицинская карта, форма которой утверждена данным Приказом Минздрава не адаптирована под детский прием.

Существуют и иные некорректные ссылки и положения Проекта новых критериев оценки качества медицинской помощи, но мы решили их не комментировать, так как сочли нерациональным тратить силы и время на обсуждение данного проекта, который, на наш взгляд, нуждается не просто в легкой «ретуши», а требует серьезного переосмысления, корректировки и переработки.

telegram kormed
Вам также будет интересно
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1750 статей.