Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти
8 июля 2016

Проекты актуальных нормативных правовых актов в области здравоохранения, опубликованные для общественного обсуждения (по состоянию на 08 июля 2016 года)

2880
Рекомендуем Вам ознакомиться с комментариями Факультета Медицинского Права к проекту Минздрава России, предложившего новые критерии качества оказания медицинской помощи. Наши комментарии представлены сразу же после таблицы-анонса самого проекта.
Наименование НПА Стадия Примечания
с 05.07.2016 – открыто для общественного обсуждения
19.07.2016
дата окончания общественного обсуждения
Предлагается утвердить новые критерии оценки качества медицинской помощи (далее – Критерии).
При этом, действующие в настоящее время Критерии, утвержденные Приказом Минздрава России от 07.07.2015 № 422ан (далее – Приказ № 422ан), предлагается признать утратившими силу.
Новые Критерии будут разграничены по:
  • условиям оказания медицинской помощи:

    • в амбулаторных условиях;
    • в условиях дневного стационара и стационарных условиях.
  • группам заболеваний (состояний), в том числе:

    • при некоторых инфекционных и паразитарных болезнях;
    • при болезнях крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм;
    • при болезнях эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ;
    • при болезнях системы кровообращения;
    • при заболеваниях органов пищеварения, в том числе болезней полости рта, слюнных желез и челюстей (за исключением зубного протезирования);
    • при беременности, родах и послеродовом периоде;
    • при травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин.
Отметим, что разграничение Критериев по группам заболеваний (состояний) будет являться нововведением, поскольку действующие Критерии, утвержденные Приказом № 422ан, разграничены только по условиям оказания медицинской помощи и содержат лишь список заболеваний и состояний, по которым оценка качества медицинской помощи может осуществляться.
с 01.07.2016 – открыто для общественного обсуждения
15.07.2016
дата окончания общественного обсуждения
Предлагается утвердить Порядок оказания медицинской помощи при заболеваниях (состояниях), для лечения которых применяется трансплантация костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток (далее – Порядок).
Порядком будут определены:
  • Виды, условия и формы оказания медицинской помощи по профилю трансплантация костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток;
  • Правила, рекомендуемые штатные нормативы и стандарты оснащения отделения (блока) трансплантации костного мозга и дневного стационара медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь по трансплантации костного мозга;
  • Форма и порядок дачи информированного добровольного согласия на оказание медицинской помощи по трансплантации костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток, а также перечень заболеваний, при которых оказывается медицинская помощь.
с 24.05.2016 – открыто для общественного обсуждения
08.07.2016
дата окончания общественного обсуждения
Предлагается утвердить примерные дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки врачей по следующим специальностям:
  • Рентгенология;
  • Радиотерапия;
  • Радиология.
Основными компонентами названных программ являются:
  • Цель программы;
  • Планируемые результаты обучения;
  • Требования к итоговой аттестации обучающихся;
  • Рабочие программы учебных модулей;
  • Учебный план;
  • Организационно-педагогические условия реализации программы и др.
Трудоемкость освоения профессиональных программ профессиональной переподготовки врачей по названным специальностям составляет 576 академических часов (4 месяца).
Трудоемкость освоения программ повышения квалификации врачей по названным специальностям составляет 144 академических часа (1 месяц).
Проект Приказа Минздрава России «Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ по специальности «Радиотерапия»
Проект Приказа Минздрава России «Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ по специальности «Радиология»
с 10.05.2016 – открыто для общественного обсуждения
08.07.2016
дата окончания общественного обсуждения
Предлагается утвердить Административный регламент Росздравнадзора по предоставлению государственной услуги по аттестации экспертов, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю в сфере здравоохранения (далее – Административный регламент).
  • Административный регламент определяет:

    • Сроки и последовательность выполнения административных процедур, административных действий Росздравнадзора, территориальных органов Росздравнадзора;
    • Порядок взаимодействия между структурными подразделениями Росздравнадзора, территориальными органами, их должностными лицами, а также взаимодействия Росздравнадзора (территориальных органов) с заявителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями при предоставлении государственной услуги.
  • Заявителями на предоставление государственной услуги являются граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и претендующие на получение аттестации эксперта в целях привлечения их к проведению мероприятий по контролю в сфере здравоохранения, проводимых Росздравнадзором (территориальными органами).

Комментарии Факультета Медицинского Права:

Считаем необходимым напомнить нашим читателям, что экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, а также степени достижения запланированного результата (ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323-ФЗ)).

Впервые критерии оценки качества медицинской помощи были утверждены Приказом № 422ан, с момента вступления в силу которого прошло менее года.

Правовой анализ Проекта, проведенный в совокупности с анализом действующих нормативных правовых актов в сфере здравоохранения (в том числе, Приказа № 422ан и ФЗ № 323-ФЗ) позволяет сделать следующие выводы:

Представляется, что основной целью издания Проекта послужила необходимость создать новые Критерии, которые бы соответствовали требованиям ч. 2 ст. 64 ФЗ № 323-ФЗ, согласно которой Критерии должны формироваться по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.

В частности, такой вывод подтверждается тем, что в действующем Приказе № 422ан отсутствует разграничение Критериев по группам заболеваний (состояний), в то время как Проектом такое разграничение предлагается ввести.

Однако, мы не можем не обратить внимание на то обстоятельство, что Критерии, определенные в Проекте, имеют ряд существенных недостатков и противоречий, в связи с чем полагаем, что принятие Проекта в предложенной редакции вызовет большое количество вопросов и неясностей при его практическом применении.

Так, Проектом предлагается выделить Критерии всего по 12 группам заболеваний (состояний), в то время как на практике таких групп значительно больше, что подтверждается, например, «Международной классификацией болезней МКБ-10».

Кроме того, Критерии определены только в отношении специализированных видов медицинской помощи (а согласно ст. 32 ФЗ № 323-ФЗ медицинская помощь может так же быть первичной, скорой и паллиативной).

В связи с указанным открытым остается вопрос о том, будет ли возможно проводить экспертизу качества медицинской помощи в отношении тех видов медицинской помощи, по которым Критерии не сформированы?

Еще одной важнейшее проблемой является то, что из содержания Проекта следует, что Минздрав стремится «вклеить» все стандарты медицинской помощи в рамки данных Критериев, что по нашему мнению, как недопустимо, так и практически невозможно. Стандарты медицинской помощи должны нести финансовый смысл и нагрузку, но являться барометром качества медицинской помощи они никак не могут и не должны. Полагаем, что такой подход лишает возможности объективно и всесторонне оценивать качество оказанной медицинской помощи, поскольку источниками доказательной медицинской практики являются не только стандарты медицинской помощи и порядки ее оказания (которые, заметим, с регулярной периодичностью изменяются и утрачивают силу), но и клинические рекомендации (как национальные, так и международные), научные публикации, учебники, справочники, руководства и др.

Отдельно хотелось бы обратить внимание также на то, что в тексте Проекта существует большое количество некорректных и «неуместных» ссылок на нормативные правовые акты (например, в пп. «а» п. 2.1. Проекта (в котором определены критерии оценки качества медицинской помощи в амбулаторных условиях) установлено, что оценке подлежит ведение медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях и дана ссылка на Приказ Минздрава России от 15.12.2014 № 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению», в то время как существуют и иные виды медицинских карт пациентов, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, не говоря уже о том, что медицинская карта, форма которой утверждена данным Приказом Минздрава не адаптирована под детский прием.

Существуют и иные некорректные ссылки и положения Проекта новых критериев оценки качества медицинской помощи, но мы решили их не комментировать, так как сочли нерациональным тратить силы и время на обсуждение данного проекта, который, на наш взгляд, нуждается не просто в легкой «ретуши», а требует серьезного переосмысления, корректировки и переработки.

telegram kormed
Вам также будет интересно
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1750 статей.