Про «перевороты» в законодательстве о наркотических средствах и психотропных веществах
С «30» июня 2015 года вступили в силу изменения, внесенные в законодательство о наркотических средствах и психотропных веществах (речь идет о Федеральном законе от 31.12.2014 № 501-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон № 3 «О наркотических средствах и психотропных веществах», далее ФЗ № 501).
Факультет Медицинского Права в своих публикациях от «14» января 2015 года «Очередной подарочек» в сфере деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ» и от «14» февраля 2015 года «А всё-таки, лицензии по обороту НС и ПВ требуют переоформления» уже сообщал читателю о планируемых законодателем изменениях в данной сфере.
В настоящей заметке мы подробно расскажем Вам обо всех утвержденных и уже вступивших в силу поправках и изменениях в законодательстве о наркотических средствах и психотропных веществах (далее – НС и ПВ).
Отпуск НС и ПВ
Еще раз напоминаем, что всем медицинских организациям, имеющим лицензии на деятельность по обороту НС и ПВ, необходимо было до «30» июня 2015 года переоформить действующие лицензии в части добавления новых работ и услуг, предусмотренных пунктом 33 и пунктом 49 Перечня к Положению о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1085, а именно: отпуск НС и ПВ (за исключением отпуска физическим лицам).
А всё потому, что теперь в статью 1 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее – ФЗ № 3) добавлено такое понятие как «отпуск наркотических средств и психотропных веществ».
Сообщаем, что отпуск НС и ПВ – это действия по передаче наркотических средств, психотропных веществ юридическим лицом в пределах своей организационной структуры, а также физическим лицам для использования в медицинских целях.
Соответственно, отпуском НС и ПВ считается помимо отпуска физическим лицам отпуск НС и ПВ в пределах организационной структуры юридического лица, в том числе, в пределах организационной структуры медицинской организации (отделения, кабинеты и др.).
Важно еще то, что раньше отпуск наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам производился только в аптечных организациях при наличии у них лицензии на указанный вид деятельности.
Теперь, отпуск наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов физическим лицам производится не только в аптечных организациях, а еще и в медицинских организациях или обособленных подразделениях медицинских организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и удаленных от населенных пунктов местностях, в которых отсутствуют аптечные организации, при наличии у аптечных организаций, медицинских организаций, их обособленных подразделений лицензии на указанный вид деятельности.
На наш взгляд, это очень важное и нужное изменение в законодательстве, которое так скажем существенно «облегчит жизнь» лицам, получающим НС и ПВ и проживающим в удаленных районах и местностях. Известны случаи, когда ближайшая аптечная организация, ведающая отпуском НС и ПВ, находилась на расстоянии 1200 км от места жительства пациента.
Срок действия рецептов на отпуск НС и ПВ
Факультет Медицинского Права особенно обращает внимание читателя на следующее изменение – срок действия рецептов на отпуск наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов увеличен до 15 дней.
Речь идет об отпуске наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов, внесенных в Список II наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 681.
Заметим, что ранее такие рецепты были действительны всего 5 дней. К сожалению, пятидневный срок действия рецепта зачастую препятствовал получению необходимых НС и ПВ гражданами. Большие очереди в аптеках, да и к специалистам, ведающим отпуском НС и ПВ, неизбежность столкновения с различными бюрократическими тонкостями просто лишали граждан возможности уложиться в установленный законом срок и получить нужные лекарства. Приходилось заново отстаивать очереди, заново получать рецепт, заново заверять рецепт и т.д.
Возврат первичных упаковок и вторичных (потребительских) упаковок из-под НС и ПВ
Еще одно актуальное изменение, принятое ФЗ № 501, – введение запрета требовать возврат первичных упаковок и вторичных (потребительских) упаковок использованных в медицинских целях наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов, в том числе в форме трансдермальных терапевтических систем, содержащих наркотические средства, при выписке новых рецептов (пункт 5 статьи 27 ФЗ № 3).
Мы считаем, что подобный запрет несет в себе пользу как больным и их близким, так и медицинским сотрудникам. Ранее для получения нового рецепта на НС и ПВ необходимо было предоставить все старые упаковки от препаратов, использованные пластыри и т.д. Врачам же, приходилось требовать пустые ампулы, бластеры от таблеток, использованные пластыри для выписки нового рецепта во избежание уголовной ответственности за несоблюдение законодательства об обороте НС и ПВ.
Вроде как одним из принципов государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту становится то, что наркотические средства и психотропные вещества должны быть доступны гражданам, которым они необходимы в медицинских целях (11 абзац части 2 статьи 4 ФЗ № 3). Это значит, что любой пациент, нуждающийся в таком лечении, обезболивании имеет право на получение наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов в необходимом ему виде и количестве.
Журнал регистрации операций по обороту НС и ПВ
Одной из обязанностей медицинской организации при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров, является ведение специального журнала, в который регистрируются любые операции, в результате которых изменяется количество и состояние наркотических средств и психотропных веществ, а также количество внесенных в Список I прекурсоров. Данные специальные журналы с 30 июня 2015 года подлежат хранению в течение 5 лет (статья 39 ФЗ № 3) (ранее срок хранения составлял 10 лет).
Резюмируя все вышесказанное можно подвести итоги, что изменения, внесенные ФЗ № 501, крайне актуальны, полезны и должны были быть приняты уже давно (за исключение нового требования о переоформления лицензии, которое лишь добавит сложностей и проблем для медицинских организаций), дабы избавить пациентов, их родственников от лишних мытарств по кабинетам, а медицинских работников от проблем с отпуском препаратов. Однако, в этой бочке меда есть и ложка дегтя – невозможно не отметить, что по большей части такие изменения не в силах изменить реальной ситуации в стране с катастрофической нехваткой достойного обезболивания пациентов.
Напоминаем, что осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) влечет возникновение административной ответственности, предусмотренной статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) – влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры – влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Еще более 1750 статей.