«Подводные» камни в проведении медицинских осмотров или о заключении Минэкономразвития России
Достаточно большое количество нормативных правовых актов в РФ устанавливает требования об обязательности прохождения и проведения медицинских осмотров работников.
В первую очередь, это положения Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» (часть 1 статьи 34), которыми установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические ( в течение трудовой деятельности) профилактические медицинские осмотры.
Следующий важный нормативный правовой акт, устанавливающий подобные требования, это Трудовой кодекс РФ, согласно которому (статья 213) работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Также работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний (часть 2 статьи 213).
В связи с этим Факультет Медицинского Права решил довести до нашего читателя вопросы, которые возникли при применении Приказа Минздрава России от 12.04.2011 № 302н и соответствующее заключение Минэкономразвития России от 2015 года по указанному акту. Начнем мы с заключения указанного министерства, а далее приведем основополагающие положения законодательства, регулирующие данный вопрос.
Понятие медицинского осмотра
Положениями Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» установлено, что медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда утверждены Приказом Минздрава России от 12.04.2011 № 302н (далее – Приказ № 302н).
О заключении Минэкономразвития России от 28.05.2015 № 13875-ОФ/Д26и
В своем заключении Минэкономразвития России о Приказе № 302н указал на то, что ряд дублирующих исследований предусмотрен, как в рамках диспансеризации, так и при проведении предварительных, периодических, профилактических осмотров, организованных за счет средств работодателя в соответствии с указанным приказом. По мнению министерства это увеличивает временные затраты работников и работодателей, а также приводит к увеличению финансовых затрат.
Кроме того, объемы осмотров медицинских работников, изложенные в пункте 17 приложения № 2 «Работы медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений, а также родильных домов (отделений), детских больниц (отделений), детских поликлиник, отделений патологии новорожденных, недоношенных» Приказа № 302н, не соответствуют требованиям, изложенным в постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 г. № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», в части кратности и объемов осмотров.
Далее существенным моментом, затрудняющим применение приказа № 302н, является несогласованность наименований вредных производственных факторов, перечисленных в приложении № 1 и в постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 г. № 76 «О введении в действие ГН 2.2.5.1313-03» (вместе с «ГН 2.2.5.1313-03. Химические факторы производственной среды. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Гигиенические нормативы)».
В результате работодатель сталкивается со спорными ситуациями, возникающими из-за различных трактовок наименования тех или иных факторов, а также соотнесения результатов измерений и оценок факторов производственной среды из материалов оценки условий труда с наименованиями факторов из приказа № 302н. Кроме того, встречаются спорные ситуации, возникающие из-за различных трактовок наименований тех или иных факторов.
Следует указать на то, что для идентификации вредных и опасных производственных факторов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» каждый работодатель должен проводить специальную оценку условий труда.
С учетом изложенного, надеемся, что в ближайшем будущем законодатель устранит положения, затрудняющие эффективное регулирование порядка проведения медицинских осмотров (предварительных и периодических), приведет их в соответствии с действующим законодательством РФ.
Право медицинских организаций на проведение медицинских осмотров
Предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (пункт 4 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (далее – Порядок № 302н)). Так, Положением о лицензировании медицинской деятельности …, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, и подлежащих лицензированию, вошли медицинские осмотры (предварительные, периодические), медицинские осмотры профилактические, экспертиза профессиональной пригодности.
Обязанность организации обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров
Следует напомнить, что обязанность проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) возложена на работодателя (статья 212 Трудового кодекса РФ).
С более подробной информацией о предварительных и периодических медицинских осмотрах можно ознакомиться в статьях на нашем сайте в разделе «Медицинские осмотры и вакцинация».
Еще более 1750 статей.